• 20 ноября, 2018

«Свободные деньги»: два шага вперед и один назад

Исследовательский холдинг Ромир разработал методику расчета Индекса «свободных денег» (ИСД) – показателя, демонстрирующего динамику возможности домохозяйств потреблять товары и услуги сверх необходимых потребностей (методика описана ниже).

Согласно расчетам на основе данных Romir Scan Panel* о первоочередных затратах россиян и при сравнении их со средними доходами, в октябре объем «свободных денег» в среднестатическом российском домохозяйстве почти не изменился по сравнению с сентябрьским показателем и составил 22 тыс. руб., что всего на 500 руб. или 2,2% уступает значению предыдущего месяца. Однако, если рассматривать динамику Индекса хотя бы за последние три месяца, то его колебания происходят по принципу два шага вперед и один назад – прибавили тысячу, а затем потеряли пятьсот.

Таким образом, среднегодовое значение Индекса «свободных денег» с учетом данных октября осталось на той же отметке, что и месяцем ранее — 23,1 тыс. руб.. Результаты текущего года по объемам «свободных денег» в российских семьях по-прежнему остаются на самых высоких отметках по сравнению с предыдущими годами.

Как мы писали ранее, в октябре покупательская активность наших соотечественников выросла почти на 3%. И личная инфляция, выраженная через дефлятор, также выросла относительно предыдущего месяца почти на 0,4%.  То есть на первоочередные, жизненно необходимые расходы было потрачено несколько больше, чем в сентябре. Это и привело к небольшому, но сокращению объемов «свободных денег».

Если рассматривать ситуацию со «свободными деньгами» в различных типах городов, то наибольшие потери понесли жители стотысячников, где в октябре свободных от повседневных расходов денег осталось в среднем 15,1 тыс. руб., что на тысячу меньше, чем в сентябре. В полумиллионниках объемы «свободных денег» сократились всего на 400 руб. и составили 23,2 тыс. руб. А в мегаполисах размер «свободных денег» у жителей в октябре не изменился относительно сентября, оставшись на уровне 28,5 тыс. руб..

В октябре предлагаем соразмерить покупательскую способность «свободных денег» у населения через призму возможности приобретения на все эти средства водки «Пять озер» (бутылка 0,5 л). Итак, в расчете на среднюю стоимость вышеназванной водки в текущем году на все «свободные деньги» можно приобрести 83 бутылки. И это один из самых высоких показателе за последние десять лет наблюдений.

Выше покупательская способность «свободных денег» при покупке водки была зафиксирована только в 2012 году, когда можно было купить 94 бутылки, и в 2008 году с 88 бутылками. В 2010 году на все «свободные деньги» также можно было приобрести 83 бутылки водки, как и в году нынешнем. В остальные же годы количество потенциально возможных к покупке бутылок водки на все «свободные деньги» колебалось в районе восьмого десятка. Самые же низкие показатели были отмечены в 2015 и 2016 годах, когда покупательская способность «свободных денег» снижалась до уровня 58-59 бутылок.

Методика

«Свободные деньги» домохозяйств в контексте данного исследования – это денежные средства, которые остаются у домохозяйства после покупки необходимых продуктов питания, товаров повседневного спроса, оплаты жилищно-коммунальных, транспортных и других услуг. Это именно те средства, которые домохозяйство может израсходовать на отдых, развлечения, дополнительное образование, ремонт или отложить для крупной покупки (квартира, дача, автомобиль и т.п.).

Индекс свободных денег рассчитываются как разница между доходами домохозяйства и затратами на необходимые товары и услуги. Средние доходы домохозяйств определяют на основе собственных расчетов Ромир и Росстата. А затраты на необходимые товары и услуги рассчитывается на основе данных панельного исследования Romir Scan Panel*.

Доходы домохозяйства складываются из регулярных и разовых денежных поступлений, получаемых всеми членами домохозяйств (семей) из различных источников:

  • заработная плата с различными начислениями и доплатами;

  • пенсии, пособия, стипендии, страховые и социальные выплаты;

  • доходы от предпринимательской деятельности;

  • доходы от операций с личным имуществом;

  • другие виды доходов.

Для расчета индекса свободных денег все затраты домохозяйств были разделены на две группы по степени важности для обеспечения жизнедеятельности домохозяйств: необходимые (первоочередные) и желательные (вторичные). Основным фактором при распределении затрат по данному признаку является степень свободы домохозяйства в распределении расходов на удовлетворение тех или иных нужд и потребностей. В случае с необходимыми (первоочередными) затратами у домохозяйств свобода выбора отсутствует, поскольку данный вид расходов необходим для обеспечения элементарной жизнедеятельности домохозяйства.

К необходимым (первоочередным) относятся затраты на следующие виды товаров и услуг:

  • продукты питания;

  • непродовольственные товары повседневного спроса;

  • жилищно-коммунальные услуги;

  • бытовые услуги;

  • медицинские услуги;

  • услуги пассажирского транспорта;

  • услуги связи;

  • обязательные платежи.

Вторичные затраты могут осуществляться и перераспределяться по желанию членов домохозяйств, исходя из их текущей потребности. В качестве примера желательных (вторичных) можно привести затраты на следующие виды товаров и услуг: движимое и недвижимое имущество (квартира, дача, автомобиль и т.п.), одежда, мебель, бытовая техника, развлечения, платные образовательные услуги, услуги учреждений культуры, путешествия, денежные сбережения, алкоголь, другие виды товаров и услуг.

Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и СНГ, география исследований охватывает более 50 государств.

Похожие статьи

Ключ к эффективности

Ключ к эффективности

Страхование занимает особое место в наборе инструментов для управления рисками, связанными с применением ИИ. По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета…
НСИС наращивает компетенции

НСИС наращивает компетенции

Бесперебойная работа АИС страхования будет способствовать удовлетворенности рынка системой, надеется генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин. По…
Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Цифровая трансформация перекраивает страховую отрасль, выводя ее за рамки простой компенсации убытков. На наших глазах происходит фундаментальная переоценка страхового продукта: он…