- 20 ноября, 2018
- 148
«Свободные деньги»: два шага вперед и один назад
Исследовательский холдинг Ромир разработал методику расчета Индекса «свободных денег» (ИСД) – показателя, демонстрирующего динамику возможности домохозяйств потреблять товары и услуги сверх необходимых потребностей (методика описана ниже).
Согласно расчетам на основе данных Romir Scan Panel* о первоочередных затратах россиян и при сравнении их со средними доходами, в октябре объем «свободных денег» в среднестатическом российском домохозяйстве почти не изменился по сравнению с сентябрьским показателем и составил 22 тыс. руб., что всего на 500 руб. или 2,2% уступает значению предыдущего месяца. Однако, если рассматривать динамику Индекса хотя бы за последние три месяца, то его колебания происходят по принципу два шага вперед и один назад – прибавили тысячу, а затем потеряли пятьсот.
Таким образом, среднегодовое значение Индекса «свободных денег» с учетом данных октября осталось на той же отметке, что и месяцем ранее – 23,1 тыс. руб.. Результаты текущего года по объемам «свободных денег» в российских семьях по-прежнему остаются на самых высоких отметках по сравнению с предыдущими годами.
Как мы писали ранее, в октябре покупательская активность наших соотечественников выросла почти на 3%. И личная инфляция, выраженная через дефлятор, также выросла относительно предыдущего месяца почти на 0,4%. То есть на первоочередные, жизненно необходимые расходы было потрачено несколько больше, чем в сентябре. Это и привело к небольшому, но сокращению объемов «свободных денег».
Если рассматривать ситуацию со «свободными деньгами» в различных типах городов, то наибольшие потери понесли жители стотысячников, где в октябре свободных от повседневных расходов денег осталось в среднем 15,1 тыс. руб., что на тысячу меньше, чем в сентябре. В полумиллионниках объемы «свободных денег» сократились всего на 400 руб. и составили 23,2 тыс. руб. А в мегаполисах размер «свободных денег» у жителей в октябре не изменился относительно сентября, оставшись на уровне 28,5 тыс. руб..
В октябре предлагаем соразмерить покупательскую способность «свободных денег» у населения через призму возможности приобретения на все эти средства водки «Пять озер» (бутылка 0,5 л). Итак, в расчете на среднюю стоимость вышеназванной водки в текущем году на все «свободные деньги» можно приобрести 83 бутылки. И это один из самых высоких показателе за последние десять лет наблюдений.
Выше покупательская способность «свободных денег» при покупке водки была зафиксирована только в 2012 году, когда можно было купить 94 бутылки, и в 2008 году с 88 бутылками. В 2010 году на все «свободные деньги» также можно было приобрести 83 бутылки водки, как и в году нынешнем. В остальные же годы количество потенциально возможных к покупке бутылок водки на все «свободные деньги» колебалось в районе восьмого десятка. Самые же низкие показатели были отмечены в 2015 и 2016 годах, когда покупательская способность «свободных денег» снижалась до уровня 58-59 бутылок.
Методика
«Свободные деньги» домохозяйств в контексте данного исследования – это денежные средства, которые остаются у домохозяйства после покупки необходимых продуктов питания, товаров повседневного спроса, оплаты жилищно-коммунальных, транспортных и других услуг. Это именно те средства, которые домохозяйство может израсходовать на отдых, развлечения, дополнительное образование, ремонт или отложить для крупной покупки (квартира, дача, автомобиль и т.п.).
Индекс свободных денег рассчитываются как разница между доходами домохозяйства и затратами на необходимые товары и услуги. Средние доходы домохозяйств определяют на основе собственных расчетов Ромир и Росстата. А затраты на необходимые товары и услуги рассчитывается на основе данных панельного исследования Romir Scan Panel*.
Доходы домохозяйства складываются из регулярных и разовых денежных поступлений, получаемых всеми членами домохозяйств (семей) из различных источников:
-
заработная плата с различными начислениями и доплатами;
-
пенсии, пособия, стипендии, страховые и социальные выплаты;
-
доходы от предпринимательской деятельности;
-
доходы от операций с личным имуществом;
-
другие виды доходов.
Для расчета индекса свободных денег все затраты домохозяйств были разделены на две группы по степени важности для обеспечения жизнедеятельности домохозяйств: необходимые (первоочередные) и желательные (вторичные). Основным фактором при распределении затрат по данному признаку является степень свободы домохозяйства в распределении расходов на удовлетворение тех или иных нужд и потребностей. В случае с необходимыми (первоочередными) затратами у домохозяйств свобода выбора отсутствует, поскольку данный вид расходов необходим для обеспечения элементарной жизнедеятельности домохозяйства.
К необходимым (первоочередным) относятся затраты на следующие виды товаров и услуг:
-
продукты питания;
-
непродовольственные товары повседневного спроса;
-
жилищно-коммунальные услуги;
-
бытовые услуги;
-
медицинские услуги;
-
услуги пассажирского транспорта;
-
услуги связи;
-
обязательные платежи.
Вторичные затраты могут осуществляться и перераспределяться по желанию членов домохозяйств, исходя из их текущей потребности. В качестве примера желательных (вторичных) можно привести затраты на следующие виды товаров и услуг: движимое и недвижимое имущество (квартира, дача, автомобиль и т.п.), одежда, мебель, бытовая техника, развлечения, платные образовательные услуги, услуги учреждений культуры, путешествия, денежные сбережения, алкоголь, другие виды товаров и услуг.
Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и СНГ, география исследований охватывает более 50 государств.