• 19 декабря, 2018
  • 121

«Свободные деньги» выросли к концу осени

Исследовательский холдинг Ромир разработал методику расчета Индекса «свободных денег» (ИСД) – показателя, демонстрирующего динамику возможности домохозяйств потреблять товары и услуги сверх необходимых потребностей (методика описана ниже).

Согласно расчетам на основе данных Romir Scan Panel* о первоочередных затратах россиян и при сравнении их со средними доходами, в ноябре Индекс «свободных денег» после небольшого октябрьского снижения опять пошел вверх и достиг отметки в 23,2 тыс. руб. Таким образом, объем средств, которые можно потратить на дополнительные расходы помимо первоочередных, вырос за месяц на 8,4%.

В итоге среднегодовое значение Индекса «свободных денег» с учетом данных ноября оказалось на отметке в 23 тыс. руб.. Объемы «свободных денег», которыми в текущем году располагают среднестатистические российские семьи, остаются на самых высоких позициях за все годы наблюдений.

Рост размеров «свободных денег» в различных типах городов в ноябре оказался обратно пропорционально их размеру. Так, наибольший рост был зафиксирован в городах с населением от 100 до 500 тысяч человек. Здесь по сравнению с октябрем «свободных денег» в домохозяйствах стало на 11,6%, что в абсолютных значениях дает прибавку с 14,6 тыс. руб. до 16,3 тыс. руб. В пятисоттысячниках «свободных денег» стало больше на 8,8%, то есть к октябрьскому значению прибавилось 2 тыс. руб., что вывело Индекс на отметку в 24,6 тыс. руб. И самая скромная динамика была отмечена в мегаполисах, где ИСД поправился за месяц на 6,1% – с 27,8 тыс. руб. до 29,5 тыс. руб..

Говоря о покупательской способности «свободных денег» в пересчете на зеленый горошек марки Bonduelle банки 400 гр., стоит отметить пиковое значение в текущем, еще даже не окончившемся году. Если задаться целью потратить все «свободные деньги» на горошек, то в этом году можно было бы приобрести 358 банок. Близкий к этому результат был зафиксирован в 2014 году с 326 банками и в 2013 – с 310 банками. В остальные годы наблюдений на все «свободные деньги»  можно было купить не более трех сотен банок зеленого горошка.

Методика

«Свободные деньги» домохозяйств в контексте данного исследования – это денежные средства, которые остаются у домохозяйства после покупки необходимых продуктов питания, товаров повседневного спроса, оплаты жилищно-коммунальных, транспортных и других услуг. Это именно те средства, которые домохозяйство может израсходовать на отдых, развлечения, дополнительное образование, ремонт или отложить для крупной покупки (квартира, дача, автомобиль и т.п.).

Индекс свободных денег рассчитываются как разница между доходами домохозяйства и затратами на необходимые товары и услуги. Средние доходы домохозяйств определяют на основе собственных расчетов Ромир и Росстата. А затраты на необходимые товары и услуги рассчитывается на основе данных панельного исследования Romir Scan Panel*.

Доходы домохозяйства складываются из регулярных и разовых денежных поступлений, получаемых всеми членами домохозяйств (семей) из различных источников:

  • заработная плата с различными начислениями и доплатами;

  • пенсии, пособия, стипендии, страховые и социальные выплаты;

  • доходы от предпринимательской деятельности;

  • доходы от операций с личным имуществом;

  • другие виды доходов.

Для расчета индекса свободных денег все затраты домохозяйств были разделены на две группы по степени важности для обеспечения жизнедеятельности домохозяйств: необходимые (первоочередные) и желательные (вторичные). Основным фактором при распределении затрат по данному признаку является степень свободы домохозяйства в распределении расходов на удовлетворение тех или иных нужд и потребностей. В случае с необходимыми (первоочередными) затратами у домохозяйств свобода выбора отсутствует, поскольку данный вид расходов необходим для обеспечения элементарной жизнедеятельности домохозяйства.

К необходимым (первоочередным) относятся затраты на следующие виды товаров и услуг:

  • продукты питания;

  • непродовольственные товары повседневного спроса;

  • жилищно-коммунальные услуги;

  • бытовые услуги;

  • медицинские услуги;

  • услуги пассажирского транспорта;

  • услуги связи;

  • обязательные платежи.

Вторичные затраты могут осуществляться и перераспределяться по желанию членов домохозяйств, исходя из их текущей потребности. В качестве примера желательных (вторичных) можно привести затраты на следующие виды товаров и услуг: движимое и недвижимое имущество (квартира, дача, автомобиль и т.п.), одежда, мебель, бытовая техника, развлечения, платные образовательные услуги, услуги учреждений культуры, путешествия, денежные сбережения, алкоголь, другие виды товаров и услуг.

 

Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и СНГ, география исследований охватывает десятки государств.

Похожие статьи

22 июля – Брифинг заместителя руководителя ФАДН России Станислава…

22 июля 2024 в 15:00 (Президентский зал) состоится брифинг заместителя руководителя Федерального агентства по делам национальностей Станислава Бедкина.

Чтобы дети были здоровы: информационная акция Грозненского филиала «МАКС-М»…

В рамках работы по защите прав и законных интересов граждан в сфере ОМС и информационному сопровождению застрахованных лиц страховые представители филиала…

Альфа-Лизинг добавил в свой каталог автомобили напрямую от производителя…

Компания Альфа-Лизинг подключила к онлайн-каталогу стоки напрямую от производителя и дистрибутора автомобилей Peugeot и Citroёn -- компании «Автомобильные технологии».