• 19 декабря, 2018

«Свободные деньги» выросли к концу осени

Исследовательский холдинг Ромир разработал методику расчета Индекса «свободных денег» (ИСД) – показателя, демонстрирующего динамику возможности домохозяйств потреблять товары и услуги сверх необходимых потребностей (методика описана ниже).

Согласно расчетам на основе данных Romir Scan Panel* о первоочередных затратах россиян и при сравнении их со средними доходами, в ноябре Индекс «свободных денег» после небольшого октябрьского снижения опять пошел вверх и достиг отметки в 23,2 тыс. руб. Таким образом, объем средств, которые можно потратить на дополнительные расходы помимо первоочередных, вырос за месяц на 8,4%.

В итоге среднегодовое значение Индекса «свободных денег» с учетом данных ноября оказалось на отметке в 23 тыс. руб.. Объемы «свободных денег», которыми в текущем году располагают среднестатистические российские семьи, остаются на самых высоких позициях за все годы наблюдений.

Рост размеров «свободных денег» в различных типах городов в ноябре оказался обратно пропорционально их размеру. Так, наибольший рост был зафиксирован в городах с населением от 100 до 500 тысяч человек. Здесь по сравнению с октябрем «свободных денег» в домохозяйствах стало на 11,6%, что в абсолютных значениях дает прибавку с 14,6 тыс. руб. до 16,3 тыс. руб. В пятисоттысячниках «свободных денег» стало больше на 8,8%, то есть к октябрьскому значению прибавилось 2 тыс. руб., что вывело Индекс на отметку в 24,6 тыс. руб. И самая скромная динамика была отмечена в мегаполисах, где ИСД поправился за месяц на 6,1% — с 27,8 тыс. руб. до 29,5 тыс. руб..

Говоря о покупательской способности «свободных денег» в пересчете на зеленый горошек марки Bonduelle банки 400 гр., стоит отметить пиковое значение в текущем, еще даже не окончившемся году. Если задаться целью потратить все «свободные деньги» на горошек, то в этом году можно было бы приобрести 358 банок. Близкий к этому результат был зафиксирован в 2014 году с 326 банками и в 2013 – с 310 банками. В остальные годы наблюдений на все «свободные деньги»  можно было купить не более трех сотен банок зеленого горошка.

Методика

«Свободные деньги» домохозяйств в контексте данного исследования – это денежные средства, которые остаются у домохозяйства после покупки необходимых продуктов питания, товаров повседневного спроса, оплаты жилищно-коммунальных, транспортных и других услуг. Это именно те средства, которые домохозяйство может израсходовать на отдых, развлечения, дополнительное образование, ремонт или отложить для крупной покупки (квартира, дача, автомобиль и т.п.).

Индекс свободных денег рассчитываются как разница между доходами домохозяйства и затратами на необходимые товары и услуги. Средние доходы домохозяйств определяют на основе собственных расчетов Ромир и Росстата. А затраты на необходимые товары и услуги рассчитывается на основе данных панельного исследования Romir Scan Panel*.

Доходы домохозяйства складываются из регулярных и разовых денежных поступлений, получаемых всеми членами домохозяйств (семей) из различных источников:

  • заработная плата с различными начислениями и доплатами;

  • пенсии, пособия, стипендии, страховые и социальные выплаты;

  • доходы от предпринимательской деятельности;

  • доходы от операций с личным имуществом;

  • другие виды доходов.

Для расчета индекса свободных денег все затраты домохозяйств были разделены на две группы по степени важности для обеспечения жизнедеятельности домохозяйств: необходимые (первоочередные) и желательные (вторичные). Основным фактором при распределении затрат по данному признаку является степень свободы домохозяйства в распределении расходов на удовлетворение тех или иных нужд и потребностей. В случае с необходимыми (первоочередными) затратами у домохозяйств свобода выбора отсутствует, поскольку данный вид расходов необходим для обеспечения элементарной жизнедеятельности домохозяйства.

К необходимым (первоочередным) относятся затраты на следующие виды товаров и услуг:

  • продукты питания;

  • непродовольственные товары повседневного спроса;

  • жилищно-коммунальные услуги;

  • бытовые услуги;

  • медицинские услуги;

  • услуги пассажирского транспорта;

  • услуги связи;

  • обязательные платежи.

Вторичные затраты могут осуществляться и перераспределяться по желанию членов домохозяйств, исходя из их текущей потребности. В качестве примера желательных (вторичных) можно привести затраты на следующие виды товаров и услуг: движимое и недвижимое имущество (квартира, дача, автомобиль и т.п.), одежда, мебель, бытовая техника, развлечения, платные образовательные услуги, услуги учреждений культуры, путешествия, денежные сбережения, алкоголь, другие виды товаров и услуг.

 

Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и СНГ, география исследований охватывает десятки государств.

Похожие статьи

Ключ к эффективности

Ключ к эффективности

Страхование занимает особое место в наборе инструментов для управления рисками, связанными с применением ИИ. По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета…
НСИС наращивает компетенции

НСИС наращивает компетенции

Бесперебойная работа АИС страхования будет способствовать удовлетворенности рынка системой, надеется генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин. По…
Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Цифровая трансформация перекраивает страховую отрасль, выводя ее за рамки простой компенсации убытков. На наших глазах происходит фундаментальная переоценка страхового продукта: он…