- 21 декабря, 2018
- 139
Индекс «Кофе с Молоком» растет за счет шоколада
Индекс «Кофе с Молоком» растет уже пять месяцев подряд. И если летом шаги роста были небольшими, то в осенние месяцы индекс простых удовольствий прибавил значительно. В ноябре рост составил 4,1% относительно октября, что вывело кривую Индекса на отметку в 987 п.п.. За год КсМ вырос на 5,1%. Таким образом, и месячная инфляция в 0,5%, и годовая в 3,8% были успешно преодолены. Россияне по-настоящему наращивают аппетиты к кофе с молоком и шоколадом. И особенно к шоколаду.
Действительно, драйвером роста КсМ в ноябре стали выросшие объемы покупки шоколада – сразу на 9,2%. В объемах покупки прибавила и вода – на 7,2%. При этом вода за месяц подорожала на 5,3%, тогда как цена шоколада практически не изменилась, потеряв всего -0,1%. Кофе же и молоко в ноябре покупались почти по той же цене, что и месяцем ранее – прибавка оказалась менее процента. Да и объемы покупки изменились незначительно: кофе было куплено на 1,6% больше, чем в октябре, а молока на 0,6% меньше.
В годовом выражении рост КсМ оказался возможен благодаря росту объемов покупки всех составляющих Индекса. Но на первом месте опять же фигурирует шоколад, которого россияне купили на 10,1% больше, чем годом ранее. Молока было куплено на 8,5% больше, кофе – на 3,2%, а воды – на 3,4%. И даже минусовая динамика по цене шоколада не смогла нарушить положительную динамику Индекса в целом. За год шоколад подешевел на -5,3%. Кофе потерял в цене незначительные -0,7%. Зато вода подорожала на 7,2%, а цена молока почти не изменилась, прибавив какие-то 0,1%.
Итак, россияне, пользуясь снижением цен, наращивают объемы покупки составляющих Индекса КсМ. Простые удовольствия прирастают, в первую очередь, за счет шоколада.
В Москве индекс «Кофе с Молоком» также показывает рост уже третий месяц подряд. Однако динамика роста куда более скромная, чем в целом по стране. В ноябре столичный КсМ достиг отметки в 1130 п.п., что всего на 0,9% больше октябрьского значения. За год же Индекс в Москве вырос на 1,8%, что более чем вдвое не дотягивает до накопленной за период инфляции.
Как и по России в целом, в столице КсМ вырос за месяц, в первую очередь, благодаря шоколаду. Его москвичи купили на 13,8%, чем месяцем ранее. Прибавила в объемах и вода на 8,4%, как и в целом по стране. При этом цены на эти два ингредиента изменились несущественно: вода подорожала на процент, а шоколад потерял в цене всего -0,4%. Замедлил рост Индекса в ноябре кофе, который подешевел на -6%, но при этом жители столицы купили его на -3,4% меньше.
Годовой же рост Индекса в Москве состоялся благодаря наращиванию объемов потребления всех ингредиентов. Так, шоколада было куплено на 5,7% больше, чем в прошлогоднем ноябре, кофе – на 6,1%, молока – на 14,9%. Но при этом затормозили рост снизившиеся цены, особенно на кофе (-7,4%) и шоколад (-3,5%).
То есть скоромный рост КсМ в Москве объясняется скорее большей доступностью составляющих индекса, многочисленными ценовыми промо в ритейле, в частности на кофе и шоколад. От этого менее экономически уверенными москвичи себя не чувствуют. Скорее даже больше наслаждаются простыми удовольствиями по сниженным ценам.
Методика
Индекс «Кофе с Молоком» (КсМ), рассчитывается на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Базой для расчета нового индекса является динамика цен и объемов потребления 4 категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Данные по покупкам этих продуктов поступают в режиме онлайн с помощью технологии сканирования штрих-кодов от 40 000 участников скан-панели в 220 городах России с населением от 10 тыс. жителей и более.
Почему для расчета индекса были выбраны именно эти продукты? Кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад в целом не являются продуктами первой необходимости. Россия всегда была и до сих пор остается скорее чайной, нежели кофейной страной. О пользе молока для взрослых ведется много споров. Бутилированная вода начинает потребляться «от хорошей жизни», в противном случае можно выпить фильтрованной воды, а то и из-под крана. Шоколад же, в отличие от сахара, который входит в минимальную потребительскую корзину, не является первоочередным подсластителем, поэтому его по праву можно считать лакомством.
Таким образом, ингредиенты индекса «Кофе с Молоком» являются, по сути, элементарным набором «простых удовольствий». Примечательно, что ценовой показатель «Кофе с Молоком» в разных доходных группах отличается незначительно. Также не было выявлено заметных различий в показателе индекса для жителей разных типов городов. То есть индекс «Кофе с Молоком» является объединяющим показателем для разных групп потребителей и фактически демонстрирует экономическую уверенность россиян.
* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и СНГ, география исследований охватывает десятки государств.