- 17 января, 2019
- 150
Предновогодний шопинг побил рекорды
Согласно данным, полученным на основе скан-панели домохозяйств Romir Consumer Scan Panel*, общие повседневные расходы россиян в декабре номинально оказались самыми высокими за все годы наблюдений. Они выросли на 13,2% относительно ноября и на 1,6% по сравнению с декабрем 2017 года. Таким образом, комментарии относительно превышения месячной инфляции, которую Росстат рассчитал в размере 0,8%, представляются излишними. Месячный рост расходов наших соотечественников оказался более чем убедительным. Однако в разрезе года рост расходов более чем в 2,5 раза уступил размеру накопленной за года инфляции в 4,3%.
Таким образом, даже при высоких показателях номинальных расходов реальные траты, то есть «очищенные» от инфляции, оказались самыми низкими за последние четыре года. Даже в кризисном 2015 году предновогодние расходы россиян оказались выше, чем в году ушедшем.
Декабрьский скачок повседневных трат наших соотечественников дело привычное. Россияне закупаются перед праздниками и длинными каникулами. Причем традиционно в предновогоднем шопинге потребители делают бόльший акцент на продуктовых категориях. Все последние годы доля трат на продукты в общей корзине расходов поднималась до уровня 53%. И декабрь 2018 года не стал исключением.
Отметим, что россияне в декабре практиковали именно крупные закупки. Размер среднего чека за месяц вырос сразу на 18% или почти на 100 руб. по сравнению с ноябрем. Однако в росте расходов виноваты не только приближавшиеся праздники. Месячная инфляция оказалась самой высокой за весь год. Цены на продукты в среднем выросли на 1,7%, по данным Росстата. Значительно дорожали яйца, а также некоторые очень ходовые овощи. Но перед праздниками россияне скупали продукты по любой цене и в увеличенных объемах, что и привело к росту расходов.
Регионы
В декабре рост расходов наблюдался повсеместно во всех регионах. Самыми скромными в своих тратах показали себя жители северо-запада страны, где расходы жителей в последний месяц года выросли на 11,9%. Наиболее же расточительными оказались жители юга и Сибири, где расходы в декабре увеличились на 15,7%. В Центральном округе расходы потребителей за месяц выросли на 14,4%, в Приволжском – на 13,3% и на Урале – на 12,8%.
По сравнению же с декабрем 2017 года динамика расходов в различных регионах оказалась разнонаправленной. Так, например, жители Сибири в разрезе года увеличили свои декабрьские траты на 7,7%, на юге страны – на 6,6%, на северо-западе – на 4,7%. То есть рост превзошел размер годовой инфляции. На Урале также был зафиксирован рост расходов в декабре относительно предыдущего года, но на более скромные 2%. А вот жители Центрального округа относительно периода годичной давности свои расходы сократили на -1,4%. В Приволжье снижение оказалось еще более существенным и составило -2,9%.
Города
В Москве расходы жителей в декабре выросли на рекордные 16%. Однако по сравнению с концом 2017 года москвичи потратились перед праздниками существенно скромнее – на -5,9%. В северной же столице декабрьский рост расходов оказался ниже даже среднего показателя по стране и составил 11%. В годовом выражении динамика хоть и оказалась положительной (0,9%), но до уровня инфляции не дотянула почти пятикратно.
В остальных городах-миллионниках в декабре жители потратили на 14,8%, чем месяцем ранее. Однако относительно декабря 2017 года предпраздничные расходы в этом типе городов сократились на -1%. В пятисоттысячниках в декабре расходы выросли на 10,4%, а в разрезе года – на 3%. И только в городах с населением от 100 до 500 тысяч человек расходы в декабре существенно повысились и в разрезе месяца (13,7%), и в разрезе года (4,6%).
Доходные группы
Перед новогодними праздниками наибольшие траты совершили россияне со средними доходами – их расходы за месяц увеличились на 13,9%. Немного от них отстали высокодоходники, траты которых в декабре выросли на 13%. В низкодоходной группе рост расходов составил 10,8%.
По сравнению же с предыдущим годом наибольший рост расходов показали высокодоходники – на 4,1%. В низкодоходной группе за год расходы выросли на 1,7%, а в среднедоходной они почти не изменились – рост составил всего 0,6%.
* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением 10 тысяч человек и более, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и СНГ, география исследований охватывает десятки государств.