- 15 февраля, 2019
- 139
Дефлятор значительно обогнал инфляцию
Исследовательский холдинг Ромир разработал методику расчета статистического индекса – дефлятора, отражающего реальные изменения общего уровня цен на товары и услуги за определенный период. Основой для расчета являются данные скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel* о реально совершенных покупках по реальным ценам, поэтому дефлятор фактически демонстрирует среднестатистическую личную инфляцию каждого потребителя.
В последние годы дефлятор в январе традиционно показывает резкий рост, что объясняется «новыми правилами игры», вступающими в силу с нового года. То это новые продуктовые санкции, то рост курсов валют. Теперь вот на розничные цены повлияло повышение НДС до 20%. И дефлятор, как индикатор личной инфляции россиян, более точно и чутко реагирует на все эти изменения, т.к. для его расчетов используются данные о реально совершенных покупках. Таким образом, по итогам января дефлятор получил значение в 1,7%, что выше официальной инфляции, рассчитанной Росстатом в размере 1%.
Таким образом, уже на старте года дефлятор и инфляция значительно разошлись. Обычно после нововведений января и выросших в ответ на это цен в феврале россияне более успешно адаптируются к новым условиям – дефлятор снижается, что приводит к сокращению разрыва между двумя индексами. Во всяком случае, так происходило в предыдущие несколько лет. Судя по всему, текущий год не станет исключением, т.к. наши соотечественники даже на фоне растущих цен демонстрируют чудеса экономности в своих ежедневных покупках.
Итак, январский рост дефлятора был обусловлен, прежде всего, повышением цен на повседневные товары. Даже при всем стремлении сэкономить россиянам пришлось платить за привычные товары на 4,2% больше, чем месяцем ранее. Услуги ЖКХ прибавили 0,2% к расценкам конца прошлого года. А вот бензин, рост цен на который замедлился во второй половине прошлого года, опять показал прибавку стоимости, пока на скромные 0,7%.
Методика
В основе расчетной методики лежат данные о реальных ценах и реальном потреблении россиян, полученные при помощи панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Сложному многофакторному анализу подверглись более 10 млн. покупок, фактически совершенных жителями российских городов в 2008-2015 годах. По результатам анализа была построена структура потребления российских домохозяйств, определены товарные группы с высокой степенью пенетрации**, в каждой из которых были выбраны отдельные товары (SKU***) с максимальной пенетрацией. Всего было отобрано 156 наименований в категориях продукты питания, промтовары, лекарства, корм для домашних животных, алкоголь и табак.
Для установления корректных пропорций между различными категориями товаров были проанализированы фактические объемы потребления по различным категориям за период с 2008 по 2014 год, после чего произведен расчет пропорций объемов и стоимости продуктов. При расчете дефлятора также используются среднемесячные цены на услуги ЖКХ и бензин. *(Подробнее с методикой расчета дефлятора можно ознакомиться по запросу).
* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 0 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением от 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
** Пенетрация (распространенность товарной группы) – определяется как % от всех домохозяйств, зарегистрировавших покупку данной товарной группы в течение месяца.
*** SKU (Stock Keeping Unit) – ассортиментная позиция, единица одной товарной группы, марки, сорта в одном типе упаковки, одной емкости.
Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и СНГ, география исследований охватывает десятки государств.