- 4 июля, 2019
- 138
Кредиты по-прежнему не привлекают
В мае этого года исследовательский холдинг Ромир в ходе очередного всероссийского опроса населения* задал респондентам ряд вопросов о пользовании кредитами. Подобные опросы проводились предыдущие года, что позволяет отследить динамику по этому вопросу. Последний опрос показал, что отношение россиян к кредитам продолжает ухудшаться.
На вопрос о том, чем для респондентов является кредит, доли полученных ответов существенно не изменились по сравнению с тремя предыдущими годами. Так, более половины опрошенных (55%) заявили, что кредит для них является «долговой ямой», из которой очень трудно выбраться. Доля подобных ответов остается достаточно стабильной на протяжении последних четырех лет.
28% считают кредит необходимостью в случае, если необходимо сделать крупную покупку. За последние девять лет доля подобных заявлений серьезно уменьшилась – в 2017 и 2016 годах она равнялась 31% и 34%, а в далеком 2010 году – целых 51%.
Нормальным средством повышения уровня жизни кредит является для 8%. За последние года это самое низкое значение, причем, доля подобных ответов продолжает снижаться уже четыре года подряд.
Продолжает оставаться высоким число россиян, которые не брали и не выплачивали кредит за последний год. В этом году таких россиян оказалось 62%, что соотносится с результатами прошлых лет – 65% в 2017 году и 60% в 2016 году. Мультикредитных россиян, то есть тех, кто выплачивает сразу несколько кредитов, оказалось 3% – как и в 2017 году.
Стоит отметить, что популярность потребительских кредитов и займов на неотложные нужны продолжает снижаться уже который год подряд. Так, за последний год потребиельский кредит выплачивали 21% респондентов, тогда как в 2015 году эта цифра равнялась 27%, а в 2012 – 45%. Кредитом на неотложные нужды сегодня также пользуется почти втрое меньше россиян (6%), чем в 2010 году (17%).
Автокредит за последний год привлек столько же потребителей, что и в прошлом году – 4%, хотя все еще можно говорить о тенденции на снижение данного показателя. Ипотечный кредит стал единственным, востребованность которого немного увеличилась за прошедший год – с 3% до 4%. Однако, это число все еще меньше показателей прошлых лет.
Говоря о планах россиян на новые кредиты, стоит отметить, что, как и в прошлом году, лишь 8% заявляют о подобных намерениях. 84% опрошенных не собираются в ближайший год брать кредиты.
Последний вопрос исследования касался критериев выбора кредита. Так, 73% опрошенных заявили, что процентная ставка по кредитам является наиболее важным фактором при выборе кредитной программы. Этот критерий остается самым значимым на протяжении всего периода наблюдений. Чуть менее половины россиян (44%) считают важным срок кредита. Доля подобных ответов растет на протяжении последних четырех лет. Каждый пятый россиянин (22%) в первую очередь смотрит на максимальную сумму кредита.
За прошедший год значительно упала популярность таких факторов, как возможность досрочного погашения (с 23% до 17%) и удобство погашения кредита (с 21% до 13%). Наименее популярными критериями выбора кредитной программы являются наличие единовременной комиссии за оформление кредита (12%), возможность подтверждения дохода справкой в свободной форме (12%) и наличие комиссии за досрочное погашение (7%).
Результаты опроса комментирует президент исследовательского холдинга Ромир, доктор социологических наук Андрей Милёхин: «Результаты опроса видятся закономерными и логичными на фоне затянувшейся непростой экономической ситуации. Как и в предыдущие годы – 2015-2017-й – мы наблюдаем снижение интереса россиян к потребительским и кредитам на неотложные нужды. Это говорит о том, что из рациональных побуждений наши соотечественники продолжают откладывать какие-то крупные покупки либо до наступления лучших времен, либо стараясь рассчитывать только на собственные силы без привлечения заемных средств. Россияне становятся более финансово грамотными и осторожными в пользовании кредитными программами».
*Во всероссийском опросе приняли участие 1500 человек в возрасте от 18 лет старше, проживающие в городах и сельской местности, во всех федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое население России.