• 24 июля, 2019

Индекс «Кофе с Молоком» в июне: сезонное снижение

Индекс «Кофе с Молоком» в июне показал традиционную для начала лета динамику и резко пошел на спад. Так, по итогам первого летнего месяца КсМ опустился до отметки в 878 п.п., что на 6,9% ниже предыдущего значения. Это также самый низкий показатель с начала года. Однако по сравнению с аналогичным периодом прошлого года Индекс все же вырос на 1,9%, что, однако, существенно не дотягивает до размера накопленной за год инфляции в 5,1%.

«Резкое снижение Индекса «Кофе с Молоком» в июне связано с элементарной сезонностью, – говорит президент исследовательского холдинга Ромир, доктор социологических наук Андрей Милехин. – С приходом лета россияне традиционно переключают свое внимание с кофе на прохладительные напитки, а на сладкое вместо шоколада скорее предпочитают мороженое».

Снижение КсМ в разрезе месяца, действительно, объясняется элементарной сезонной потерей интереса россиян к кофе с молоком и шоколадом. Из всех ингредиентов Индекса в объемах выросла только вода, которой было куплено на 8,2% больше, чем месяцем ранее. Кофе и шоколада россияне купили на 3% меньше, чем в мае, а молока – на 10% меньше. Просели также и цены на продукты Индекса. Так, шоколад подешевел на 4%, кофе – на 5,9%, вода – на 3,4%. И только молоко прибавило в цене, хоть и незначительно – всего 0,7%.

Годовой же рост Индекса обеспечили такие факторы как подорожание воды и молока – на 3,9% оба продукта. При этом одновременно прибавили в объемах покупки кофе (+6,4%) и шоколад (+1,1%). Однако снижение цен на кофе (-2,5%) и снижение интереса к воде, объемы покупки которой упали на -8,3%, помешали более существенному росту Индекса в разрезе года.

В Москве Индекс «Кофе с Молоком» показал отрицательную динамику и по сравнению с предыдущим месяцем, и относительно аналогичного периода прошлого года Так, за месяц КсМ просел в столице на -9,9% — до отметки в 1018 п.п. Годовое же снижение составило почти незаметные, но -0,2%.

В Москве КсМ похудел сильнее, даже чем в целом по стране, по нескольким причинам. Во-первых, москвичи купили меньше кофе на -18,1%, чем месяцем ранее. Во-вторых, шоколад в столичной рознице подешевел на -8,3%. Воды жители столицы хоть и купили на 15,6% больше, но по сниженной на -7% цене. Общим итогом стало почти десятипроцентное снижение Индекса.

В разрезе года же к минимальному снижению КсМ в Москве привели различные компенсаторные процессы. Так, например, за год кофе подорожал на 10,5%, но куплено его было на -15,5% меньше. Вода подешевела на -1,6%, но жители столицы ее приобрели на 6,6% больше. Молоко подорожало на 7,4%, но купили его на -4,4% меньше. Также москвичи приобрели меньше шоколада на -1,4%, пусть и по чуть выросшей (0,4%) на него цене.

Методика

Индекс «Кофе с Молоком» (КсМ), рассчитывается на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Базой для расчета нового индекса является динамика цен и объемов потребления 4 категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Данные по покупкам этих продуктов поступают в режиме онлайн с помощью технологии сканирования штрих-кодов от 40 000 участников скан-панели в 220 городах России с населением от 10 тыс. жителей и более.

Почему для расчета индекса были выбраны именно эти продукты? Кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад в целом не являются продуктами первой необходимости. Россия всегда была и до сих пор остается скорее чайной, нежели кофейной страной. О пользе молока для взрослых ведется много споров. Бутилированная вода начинает потребляться «от хорошей жизни», в противном случае можно выпить фильтрованной воды, а то и из-под крана. Шоколад же, в отличие от сахара, который входит в минимальную потребительскую корзину, не является первоочередным подсластителем, поэтому его по праву можно считать лакомством.

Таким образом, ингредиенты индекса «Кофе с Молоком» являются, по сути, элементарным набором «простых удовольствий». Примечательно, что ценовой показатель «Кофе с Молоком» в разных доходных группах отличается незначительно. Также не было выявлено заметных различий в показателе индекса для жителей разных типов городов. То есть индекс «Кофе с Молоком» является объединяющим показателем для разных групп потребителей и фактически демонстрирует экономическую уверенность россиян.

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и СНГ, география исследований охватывает десятки государств.

Похожие статьи

Ключ к эффективности

Ключ к эффективности

Страхование занимает особое место в наборе инструментов для управления рисками, связанными с применением ИИ. По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета…
НСИС наращивает компетенции

НСИС наращивает компетенции

Бесперебойная работа АИС страхования будет способствовать удовлетворенности рынка системой, надеется генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин. По…
Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Цифровая трансформация перекраивает страховую отрасль, выводя ее за рамки простой компенсации убытков. На наших глазах происходит фундаментальная переоценка страхового продукта: он…