- 24 июля, 2019
- 140
Индекс «Кофе с Молоком» в июне: сезонное снижение
Индекс «Кофе с Молоком» в июне показал традиционную для начала лета динамику и резко пошел на спад. Так, по итогам первого летнего месяца КсМ опустился до отметки в 878 п.п., что на 6,9% ниже предыдущего значения. Это также самый низкий показатель с начала года. Однако по сравнению с аналогичным периодом прошлого года Индекс все же вырос на 1,9%, что, однако, существенно не дотягивает до размера накопленной за год инфляции в 5,1%.
«Резкое снижение Индекса «Кофе с Молоком» в июне связано с элементарной сезонностью, – говорит президент исследовательского холдинга Ромир, доктор социологических наук Андрей Милехин. – С приходом лета россияне традиционно переключают свое внимание с кофе на прохладительные напитки, а на сладкое вместо шоколада скорее предпочитают мороженое».
Снижение КсМ в разрезе месяца, действительно, объясняется элементарной сезонной потерей интереса россиян к кофе с молоком и шоколадом. Из всех ингредиентов Индекса в объемах выросла только вода, которой было куплено на 8,2% больше, чем месяцем ранее. Кофе и шоколада россияне купили на 3% меньше, чем в мае, а молока – на 10% меньше. Просели также и цены на продукты Индекса. Так, шоколад подешевел на 4%, кофе – на 5,9%, вода – на 3,4%. И только молоко прибавило в цене, хоть и незначительно – всего 0,7%.
Годовой же рост Индекса обеспечили такие факторы как подорожание воды и молока – на 3,9% оба продукта. При этом одновременно прибавили в объемах покупки кофе (+6,4%) и шоколад (+1,1%). Однако снижение цен на кофе (-2,5%) и снижение интереса к воде, объемы покупки которой упали на -8,3%, помешали более существенному росту Индекса в разрезе года.
В Москве Индекс «Кофе с Молоком» показал отрицательную динамику и по сравнению с предыдущим месяцем, и относительно аналогичного периода прошлого года Так, за месяц КсМ просел в столице на -9,9% – до отметки в 1018 п.п. Годовое же снижение составило почти незаметные, но -0,2%.
В Москве КсМ похудел сильнее, даже чем в целом по стране, по нескольким причинам. Во-первых, москвичи купили меньше кофе на -18,1%, чем месяцем ранее. Во-вторых, шоколад в столичной рознице подешевел на -8,3%. Воды жители столицы хоть и купили на 15,6% больше, но по сниженной на -7% цене. Общим итогом стало почти десятипроцентное снижение Индекса.
В разрезе года же к минимальному снижению КсМ в Москве привели различные компенсаторные процессы. Так, например, за год кофе подорожал на 10,5%, но куплено его было на -15,5% меньше. Вода подешевела на -1,6%, но жители столицы ее приобрели на 6,6% больше. Молоко подорожало на 7,4%, но купили его на -4,4% меньше. Также москвичи приобрели меньше шоколада на -1,4%, пусть и по чуть выросшей (0,4%) на него цене.
Методика
Индекс «Кофе с Молоком» (КсМ), рассчитывается на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Базой для расчета нового индекса является динамика цен и объемов потребления 4 категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Данные по покупкам этих продуктов поступают в режиме онлайн с помощью технологии сканирования штрих-кодов от 40 000 участников скан-панели в 220 городах России с населением от 10 тыс. жителей и более.
Почему для расчета индекса были выбраны именно эти продукты? Кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад в целом не являются продуктами первой необходимости. Россия всегда была и до сих пор остается скорее чайной, нежели кофейной страной. О пользе молока для взрослых ведется много споров. Бутилированная вода начинает потребляться «от хорошей жизни», в противном случае можно выпить фильтрованной воды, а то и из-под крана. Шоколад же, в отличие от сахара, который входит в минимальную потребительскую корзину, не является первоочередным подсластителем, поэтому его по праву можно считать лакомством.
Таким образом, ингредиенты индекса «Кофе с Молоком» являются, по сути, элементарным набором «простых удовольствий». Примечательно, что ценовой показатель «Кофе с Молоком» в разных доходных группах отличается незначительно. Также не было выявлено заметных различий в показателе индекса для жителей разных типов городов. То есть индекс «Кофе с Молоком» является объединяющим показателем для разных групп потребителей и фактически демонстрирует экономическую уверенность россиян.
* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и СНГ, география исследований охватывает десятки государств.