• 22 августа, 2019
  • 143

«Свободные деньги» вернулись к майским показателям

Исследовательский холдинг Ромир разработал методику расчета Индекса «свободных денег» (ИСД) – показателя, демонстрирующего динамику возможности домохозяйств потреблять товары и услуги сверх необходимых потребностей (методика описана ниже).

Согласно расчетам на основе данных Romir Scan Panel* о первоочередных затратах россиян и при сравнении их со средними доходами, в июле в среднестатистическом российском домохозяйстве после покупки всех необходимых товаров повседневного спроса и оплаты услуг оставалось порядка 29,3 тыс. руб. «свободных денег». То есть после июньского роста ИСД в июле значение индекса вернулось к показателям апреля-мая. Таким образом, за месяц снижение объемов «свободных денег» в бюджете россиян составило 10%. По сравнению же с результатами годичной давности ИСД вырос на 20,6%.

Среднегодовое значение Индекса «свободных денег» продолжает медленно, но расти. Если по итогам первого полугодия среднегодовое значение ИСД 27,2 тыс. руб., то с учетом июльских данных индекс вырос до отметки в 27,3 тыс. руб..

«Снижение объема «свободных денег» в июле наблюдается не первый год, и каждый раз происходит откат к значениям мая-апреля, – говорит президент исследовательского холдинга Ромир, доктор социологических наук Андрей Милехин. – Подобная динамика еще раз подтверждает, что причины июньского пика кроются в дополнительных выплатах, единовременном повышении дохода. В июле же ситуация с доходами и расходами возвращается в привычное русло». 

В июле «свободные деньги» теряли в объемах во всех типах городов. Наибольшие же потери понесли жители городов с население от 100 до 500 тысяч человек. Здесь за месяц ИСД снизился сразу на 16,2% до 19,6 тыс. руб. В мегаполисах «свободных денег» у жителей в июле стало меньше на 8,2%. То есть в среднем в типичной семье, проживающей в миллионнике, в июле оставалось порядка 38 тыс. руб. после всех первоочередных покупок и обязательных платежей. И меньше всего объемы свободных средств снизились в полумиллионниках – на 6,5% до 31,8 тыс. руб.

Покупательская способность «свободных денег» в пересчете на стоимость упаковки йода (10 мл) в текущем году достигла пикаТак, сегодня на все свободные средства можно приобрести 1806 пузырьков йода. В прошлом году результат был близким и составлял 1771 упаковку лекарства. В два предыдущих года на все «свободные деньги» можно было приобрести почти 1400 бутылочек йода, а в 2012-2014 годах – даже больше 1400 единиц. Самый же низкий показатель покупательской способности «свободных денег» через призму йода был зафиксирован в 2009 году, когда можно было купить всего около 700 упаковок лекарства.

Методика

«Свободные деньги» домохозяйств в контексте данного исследования – это денежные средства, которые остаются у домохозяйства после покупки необходимых продуктов питания, товаров повседневного спроса, оплаты жилищно-коммунальных, транспортных и других услуг. Это именно те средства, которые домохозяйство может израсходовать на отдых, развлечения, дополнительное образование, ремонт или отложить для крупной покупки (квартира, дача, автомобиль и т.п.).

Индекс свободных денег рассчитываются как разница между доходами домохозяйства и затратами на необходимые товары и услуги. Средние доходы домохозяйств определяют на основе собственных расчетов Ромир и Росстата. А затраты на необходимые товары и услуги рассчитывается на основе данных панельного исследования Romir Scan Panel*.

Доходы домохозяйства складываются из регулярных и разовых денежных поступлений, получаемых всеми членами домохозяйств (семей) из различных источников:

  • заработная плата с различными начислениями и доплатами;

  • пенсии, пособия, стипендии, страховые и социальные выплаты;

  • доходы от предпринимательской деятельности;

  • доходы от операций с личным имуществом;

  • другие виды доходов.

Для расчета индекса свободных денег все затраты домохозяйств были разделены на две группы по степени важности для обеспечения жизнедеятельности домохозяйств: необходимые (первоочередные) и желательные (вторичные). Основным фактором при распределении затрат по данному признаку является степень свободы домохозяйства в распределении расходов на удовлетворение тех или иных нужд и потребностей. В случае с необходимыми (первоочередными) затратами у домохозяйств свобода выбора отсутствует, поскольку данный вид расходов необходим для обеспечения элементарной жизнедеятельности домохозяйства.

К необходимым (первоочередным) относятся затраты на следующие виды товаров и услуг:

  • продукты питания;

  • непродовольственные товары повседневного спроса;

  • жилищно-коммунальные услуги;

  • бытовые услуги;

  • медицинские услуги;

  • услуги пассажирского транспорта;

  • услуги связи;

  • обязательные платежи.

Вторичные затраты могут осуществляться и перераспределяться по желанию членов домохозяйств, исходя из их текущей потребности. В качестве примера желательных (вторичных) можно привести затраты на следующие виды товаров и услуг: движимое и недвижимое имущество (квартира, дача, автомобиль и т.п.), одежда, мебель, бытовая техника, развлечения, платные образовательные услуги, услуги учреждений культуры, путешествия, денежные сбережения, алкоголь, другие виды товаров и услуг.

Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и СНГ, география исследований охватывает десятки государств.

Похожие статьи

Экскаваторы SHANTUI со скидкой 5% в СберЛизинге

СберЛизинг и компания «СтройИмпортТехника», официальный импортер техники бренда SHANTUI, реализуют совместную программу по распродаже гусеничных экскаваторов по сниженным ценам.
На форуме «Лидеры страхового рынка» прошла церемония награждения компаний – лидеров отрасли и их партнеров

На форуме «Лидеры страхового рынка» прошла церемония награждения компаний…

Организаторами форума выступили АСН, Регламент и АЦ «БизнесДром» при поддержке ВСС и РСА.
В Москве прошел крупнейший страховой форум «Лидеры страхового рынка»

В Москве прошел крупнейший страховой форум «Лидеры страхового рынка»

31 октября в Москве состоялся 10-й юбилейный форум «Лидеры страхового рынка». Мероприятие объединило на одной площадке топ-менеджеров крупнейших страховых компаний, представителей…