• 23 сентября, 2019
  • 114

Дефлятор значительно превысил инфляцию

Исследовательский холдинг Ромир разработал методику расчета статистического индекса – дефлятора, отражающего реальные изменения общего уровня цен на товары и услуги за определенный период. Основой для расчета являются данные скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel* о реально совершенных покупках по реальным ценам, поэтому дефлятор фактически демонстрирует среднестатистическую личную инфляцию каждого потребителя.

Показатель официальной инфляции в августе по расчётам Росстата получил отрицательное значение в -0,2%. И главным виновником снижения потребительских цен было названо продолжающееся сезонное удешевление овощей и фруктов. Тем временем, по данным скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel, дефлятор в августе повел себя противоположно вектору инфляции и, наоборот, вырос до 0,5%.

Таким образом, накопленные с начала года значения дефлятора и инфляции, максимально приблизившись друг к другу в июне и июле до разницы в 0,2 п.п., в августе опять разошлись. Причем если раньше величина инфляции превосходила значение дефлятора, то в августе дефлятор оказался выше уровня инфляции – 3% и 2,4% соответственно. Более высокие значения дефлятора фиксируются впервые за последние три года.

«В среднем цены на плодоовощную продукцию в августе снизились еще на 10% после почти 4% в июле, что и вывело инфляцию в отрицательную зону, – говорит президент исследовательского холдинга Ромир, доктор социологических наук Андрей Милехин. – Однако потребительская корзина россиян содержит не только овощи и фрукты. Дорожали другие продуктовые категории и ряд непродовольственных товаров, о чем и свидетельствует дефлятор».

Действительно, в августовском росте дефлятора повинны именно цены на привычный набор товаров, за которые россияне платили на 1,2% дороже, чем в июле. После июльского повышения цены на услуги ЖКХ в августе почти не изменились, равно как и цены на бензин.

Методика

В основе расчетной методики лежат данные о реальных ценах и реальном потреблении россиян, полученные при помощи панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Сложному многофакторному анализу подверглись более 10 млн покупок, фактически совершенных жителями российских городов в 2008-2015 годах. По результатам анализа была построена структура потребления российских домохозяйств, определены товарные группы с высокой степенью пенетрации**, в каждой из которых были выбраны отдельные товары (SKU***) с максимальной пенетрацией. Всего было отобрано 156 наименований в категориях продукты питания, промтовары, лекарства, корм для домашних животных, алкоголь и табак.

Для установления корректных пропорций между различными категориями товаров были проанализированы фактические объемы потребления по различным категориям за период с 2008 по 2014 год, после чего произведен расчет пропорций объемов и стоимости продуктов. При расчете дефлятора также используются среднемесячные цены на услуги ЖКХ и бензин. *(Подробнее с методикой расчета дефлятора можно ознакомиться по запросу).

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 0 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением от 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

** Пенетрация (распространенность товарной группы) – определяется как % от всех домохозяйств, зарегистрировавших покупку данной товарной группы в течение месяца.

*** SKU (Stock Keeping Unit) – ассортиментная позиция, единица одной товарной группы, марки, сорта в одном типе упаковки, одной емкости.

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и СНГ, география исследований охватывает десятки государств.

Похожие статьи

Врач ВСК назвал ограничения по «шашлычному» рациону на праздники

Шашлык – одно из традиционных и любимых блюд россиян весной. Мясо является важной частью повседневного рациона, однако его влияние на организм…

Оператор платежной системы «Мир» признал высочайший уровень киберзащиты клиентов…

АО «НСПК» – оператор платежной системы «Мир» - провела первую конференцию по антифроду «Антифродум 2024». В рамках этой конференции прошло вручение…

«Эксперт РА» повысил кредитный рейтинг АО «Тинькофф Страхование» до…

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» повысило рейтинг финансовой надежности страховой компании АО «Тинькофф Страхование» до уровня ruАА, прогноз по рейтингу – стабильный.