- 12 декабря, 2025
Не нужно нас сдерживать
Взаимодействие с государством, добросовестная конкуренция и цифровизация — президент ВСС Евгений Уфимцев в своем интервью назвал три основных фактора, определяющих успешное развитие страховой отрасли.
ССТ: Какие факторы влияют на будущее страхового рынка и что нужно для его динамичного развития?
Евгений Уфимцев: Думаю, тезис о том, что позиция власти очень важна для развития и формирования будущего российского страхового рынка, не нуждается в дополнительных подтверждениях. Страховое сообщество стремится вести прямой диалог рынка и власти о будущем российского страхования.
Но я считаю, что российский страховой рынок мог бы развиваться еще более энергичными, серьезными темпами. Мы показываем хорошие результаты, но если все-таки взаимодействие с органами власти будет организовано более активно, если наши ФОИВы и законодатели постараются обращать больше внимания на эффективность страховых механизмов, результаты отрасли могут быть существенно лучше.
Возьмем такой пример, как страхование жизни. Мы говорим про ПДС уже три года, наверное: во всех выступлениях, статьях, на всех совещаниях звучит, что да, надо включать страховщиков в работу с долгосрочными сбережениями. Мы находимся в очень хорошем диалоге, активном обсуждении, но практический шаг в эту сторону до сих пор не сделан. Представляю, сколько за это время агентские сети страховщиков могли привести в ПДС дополнительно людей!
ССТ: А по другим направлениям есть практические результаты диалога страховщиков с властью?
Е. У.: Как сказать… Более года мы обсуждали страхование жизни. Конечно, хорошо, что уже внесены поправки, связанные с налоговыми льготами для страхования жизни, которые станут дополнительным стимулом для привлечения долгосрочных денег. Сейчас мы в диалоге с Минздравом очень активно обсуждаем роль российских страховщиков в реализации медицинского страхования. Мы видим, какими темпами растет ДМС, и участие страховщиков в медицине — это серьезный, важный вклад в будущее и хороший стимул для развития рынка.
Поэтому нельзя сказать, что мы не видим стремления и заинтересованности разных ветвей власти в развитии страхового рынка, но нужно большее. Здесь мы тоже, конечно, будем стараться инициативно обращаться, делать это более активно, быстро, серьезней готовиться. Для нас очевиден потенциал страхования, которое может внести серьезный вклад в экономику страны. И мы надеемся, что государство будет активнее реагировать на такие инициативы страховщиков. Нас не сдерживать нужно, а наоборот — давать расти, потому что зон и сегментов, где мы могли бы быть полезны, могли бы энергично двигать целые направления развития, я считаю, очень много.
ССТ: Только ли диалогом с государством определяется потенциал страхового рынка?
Е. У.: У нас очень много лидеров на страховом рынке, и это замечательно. Лично я рад конкуренции, которая есть сегодня в отрасли, и считаю, что это — наше главное достижение.
На страховом рынке нет монополизма. Более того, любые попытки сделать что-то монополистическое, я считаю, будут неправильными и вредными. Благодаря конкуренции рождаются хорошие прорывные решения, интересные новые продукты.
Все страховщики разные. Как и на банковском рынке, у нас присутствуют все цвета: синий, зеленый, красный. Но различаются страховщики не только принадлежностью к тому или иному бренду. Отлично, что кто-то из них двигает «цифру» и достигает прорыва преимущественно в цифровых технологиях и применении искусственного интеллекта. Кто-то отдает предпочтение традиционному способу, развивая и сохраняя агентскую сеть. Территория России огромна, современные цифровые технологии не везде доступны в необходимом качестве. Допускаю, до сих пор в ряде регионов есть проблемы, связанные с геолокацией, внедрением электронного оформления европротокола и др.
Повторюсь, Россия такая большая, что на ее территории хватит места и классическим, и цифровым продуктам. Отлично, что есть конкуренция, потому что она побуждает нас развиваться и двигать своими инновациями рынок. Уверен, что для России это очень полезно, правильно и хорошо. Я за то, чтобы эта позитивная конкуренция и дальше двигала рынок, стимулировала создавать новые продукты, открывать какие-то новые направления деятельности.
ССТ: И все же, как будут развиваться цифровые технологии?
Е. У.: Это действительно важный вектор. Я в курсе активных дискуссий, которые идут на самых разных площадках, например, споров вокруг маркетплейсов, «цифры» и прочих инноваций рынка. Но вспомним, еще пять лет назад мы все бурно обсуждали банковский канал продаж. Как в известном фильме: тогда говорили, что будут сплошные банки, теперь говорят, что будут сплошные маркетплейсы. А завтра скажут, что будет сплошной искусственный интеллект.
На мой взгляд, страхование — это не только эффективная продажа, это прежде всего хороший сервис. Конечно, в большом объеме задач, которые решает страховщик, есть элементы, которые он будет передавать или реализовывать через своих партнеров и помощников. В продажах, возможно, будет большая доля маркетплейсов или каких-то еще каналов. Но ведь и раньше страховщики по автокаско работали, например, со СТО!
Страховые компании отлично выстраивают взаимодействие с партнерами по многим направлениям деятельности. Например, в ДМС — там прямой контакт, и нам как раз надо больше цифровизации при взаимодействии с лечебными учреждениями. Чтобы не обрабатывать счета вручную, нужно подключение к информации о пациенте, его истории болезни. В этом взаимодействии для страховщиков есть точка технологического роста.
ССТ: Какова роль страховой компании: она следует за трендами или может сама создавать их?
Е. У.: Сегодня страховая компания — это серьезный финансовый и технологический игрок, который делает современные программы и интересные продукты. Вокруг него собираются партнеры, поставщики услуг и сервисов, вендоры. Страховщики всегда будут использовать разные каналы, возможности, будут подстраиваться под существующие на рынке решения, которые сейчас для них интересны. Это нормальное партнерство.
Маркетплейсы — хорошая площадка для продаж полисов. ОСАГО продается здесь очень активно, потому что это — «коробка»: легко сравнить, легко предложить, продать и сделать. Как только мы создадим какие-то стандарты и по ряду других продуктов, продуктовые линейки на маркетплейсах значительно расширятся за счет страховок, которые можно легко сравнивать и в которых можно выбирать нужные опции. Они станут активно продаваться, и на маркетплейсах появятся самые разные направления страхования.
Три основных фактора, определяющих активное развитие рынка.
Первое — взаимодействие с государством, с органами власти.
Второе — конкуренция. Отлично, что она у нас есть: мы такие разные, нас много, и это хорошо.
Третье — «цифра». Страховые компании активно ее используют в разных сегментах, и в этом, думаю, наша сила.
Не все страховые компании рассказывают о своих достижениях, но они молодцы. Конечно, игроки страхового рынка меньше банков, но за последние два-три года они сделали серьезный рывок вперед по цифровизации и внутренних процессов, и в части взаимодействия с партнерами. Это отличное достижение российского страхования, и я желаю нам всем и дальше развиваться и ловить новые тренды.