• 12 декабря, 2025

Не нужно нас сдерживать

Уфимцев Евгений

Президент ВСС

Не нужно нас сдерживать

Взаимодействие с государством, добросовестная конкуренция и цифровизация — президент ВСС Евгений Уфимцев в своем интервью назвал три основных фактора, определяющих успешное развитие страховой отрасли.

ССТ: Какие факторы влияют на будущее страхового рынка и что нужно для его динамичного развития?

Евгений Уфимцев: Думаю, тезис о том, что позиция власти очень важна для развития и формирования будущего российского страхового рынка, не нужда­ется в дополнительных подтверждениях. Страховое сообщество стремится вести прямой диалог рынка и власти о будущем российского страхования.

Но я считаю, что российский страховой рынок мог бы развиваться еще более энергичными, серьезны­ми темпами. Мы показываем хорошие результаты, но если все-таки взаимодействие с органами власти будет организовано более активно, если наши ФОИВы и законодатели постараются обращать больше внимания на эффективность страховых механизмов, результаты от­расли могут быть существенно лучше.

Возьмем такой пример, как страхо­вание жизни. Мы говорим про ПДС уже три года, наверное: во всех высту­плениях, статьях, на всех совещаниях звучит, что да, надо включать стра­ховщиков в работу с долгосрочными сбережениями. Мы находимся в очень хорошем диалоге, активном обсужде­нии, но практический шаг в эту сторо­ну до сих пор не сделан. Представляю, сколько за это время агентские сети страховщиков могли привести в ПДС дополнительно людей!

ССТ: А по другим направлениям есть практические результаты диалога стра­ховщиков с властью?

Е. У.: Как сказать… Более года мы об­суждали страхование жизни. Конечно, хорошо, что уже внесены поправки, связанные с налоговыми льготами для страхования жизни, которые станут дополнительным стимулом для привлечения долгосрочных денег. Сейчас мы в диалоге с Минздравом очень активно обсуждаем роль рос­сийских страховщиков в реализации медицинского страхования. Мы ви­дим, какими темпами растет ДМС, и участие страховщиков в медицине — это серьезный, важный вклад в буду­щее и хороший стимул для развития рынка.

Поэтому нельзя сказать, что мы не видим стремления и заинте­ресованности разных ветвей вла­сти в развитии страхового рынка, но нужно большее. Здесь мы тоже, конечно, будем стараться инициативно обращаться, делать это более активно, быстро, серьезней готовиться. Для нас очевиден потенциал страхования, которое может внести серьезный вклад в экономику страны. И мы надеемся, что государство будет активнее реаги­ровать на такие инициативы стра­ховщиков. Нас не сдерживать нужно, а наоборот — давать расти, потому что зон и сегментов, где мы могли бы быть полезны, могли бы энергично двигать целые направления развития, я счи­таю, очень много.

ССТ: Только ли диалогом с государ­ством определяется потенциал страхо­вого рынка?

Е. У.: У нас очень много лидеров на страховом рынке, и это замечатель­но. Лично я рад конкуренции, которая есть сегодня в отрасли, и считаю, что это — наше главное достижение.

На страховом рынке нет монополиз­ма. Более того, любые попытки сделать что-то монополистическое, я считаю, будут неправильными и вредными. Благодаря конкуренции рождаются хорошие прорывные решения, интересные новые продукты.

Все страховщики разные. Как и на бан­ковском рынке, у нас присутствуют все цвета: синий, зеленый, красный. Но различаются страхов­щики не только принад­лежностью к тому или иному бренду. Отлично, что кто-то из них двигает «цифру» и достигает прорыва преимущественно в цифровых технологиях и применении искусственного интеллекта. Кто-то от­дает предпочтение традиционному способу, развивая и сохраняя агентскую сеть. Территория России огромна, современные цифровые технологии не везде доступны в необходимом качестве. Допускаю, до сих пор в ряде регионов есть проблемы, связанные с геолокацией, внедрением электронно­го оформления европротокола и др.

Повторюсь, Россия такая большая, что на ее территории хватит места и классическим, и цифровым продук­там. Отлично, что есть конкуренция, потому что она побуждает нас разви­ваться и двигать своими инновациями рынок. Уверен, что для России это очень полезно, правильно и хорошо. Я за то, чтобы эта позитивная конку­ренция и дальше двигала рынок, сти­мулировала создавать новые продукты, открывать какие-то новые направления деятельности.

ССТ: И все же, как будут развиваться цифровые технологии?

Е. У.: Это действительно важный вектор. Я в курсе активных дискуссий, которые идут на самых разных площадках, например, споров вокруг маркетплей­сов, «цифры» и прочих инноваций рынка. Но вспомним, еще пять лет назад мы все бурно обсуж­дали банковский канал продаж. Как в известном фильме: тогда говорили, что будут сплошные банки, теперь говорят, что будут сплошные маркетплейсы. А завтра скажут, что будет сплошной искусственный интеллект.

На мой взгляд, страхование — это не только эффек­тивная продажа, это прежде всего хороший сервис. Конечно, в большом объеме задач, которые решает страховщик, есть элементы, которые он будет пе­редавать или реализовывать через своих партнеров и помощников. В продажах, возможно, будет боль­шая доля маркетплейсов или каких-то еще каналов. Но ведь и раньше страховщики по автокаско работа­ли, например, со СТО!

Страховые компании отлично выстраивают взаи­модействие с партнерами по многим направлениям деятельности. Например, в ДМС — там прямой кон­такт, и нам как раз надо больше цифровизации при взаимодействии с лечебными учреждениями. Чтобы не обрабатывать счета вручную, нужно подключе­ние к информации о пациенте, его истории болезни. В этом взаимодействии для страховщиков есть точка технологического роста.

ССТ: Какова роль страховой компании: она следует за трендами или может сама создавать их?

Е. У.: Сегодня страховая компания — это серьезный финансовый и технологический игрок, который делает современные программы и интересные про­дукты. Вокруг него собираются партнеры, поставщи­ки услуг и сервисов, вендоры. Страховщики всегда будут использовать разные каналы, возможности, будут подстраиваться под существующие на рынке решения, которые сейчас для них интересны. Это нормальное партнерство.

Маркетплейсы — хорошая площадка для продаж полисов. ОСАГО продается здесь очень активно, потому что это — «коробка»: легко сравнить, легко предложить, продать и сделать. Как только мы создадим какие-то стан­дарты и по ряду других продуктов, продуктовые линейки на маркетплей­сах значительно расширятся за счет страховок, которые можно легко срав­нивать и в которых можно выбирать нужные опции. Они станут активно продаваться, и на маркетплейсах появятся самые разные направления страхования.

Три основных фактора, определяющих активное развитие рынка.

Первое — взаимодей­ствие с государством, с органами власти.

Второе — конкуренция. Отлично, что она у нас есть: мы такие разные, нас много, и это хорошо.

Третье — «цифра». Страхо­вые компании активно ее используют в разных сег­ментах, и в этом, думаю, наша сила.

Не все страховые компании расска­зывают о своих достижениях, но они молодцы. Конечно, игроки страхового рынка меньше банков, но за последние два-три года они сделали серьезный рывок вперед по цифровизации и вну­тренних процессов, и в части взаимо­действия с партнерами. Это отличное достижение российского страхования, и я желаю нам всем и дальше разви­ваться и ловить новые тренды.

Похожие статьи

Ключ к эффективности

Ключ к эффективности

Страхование занимает особое место в наборе инструментов для управления рисками, связанными с применением ИИ. По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета…
НСИС наращивает компетенции

НСИС наращивает компетенции

Бесперебойная работа АИС страхования будет способствовать удовлетворенности рынка системой, надеется генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин. По…
Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Цифровая трансформация перекраивает страховую отрасль, выводя ее за рамки простой компенсации убытков. На наших глазах происходит фундаментальная переоценка страхового продукта: он…