• 31 октября, 2019
  • 116

Дефлятор сократился вместе с инфляцией

Исследовательский холдинг Ромир разработал методику расчета статистического индекса – дефлятора, отражающего реальные изменения общего уровня цен на товары и услуги за определенный период. Основой для расчета являются данные скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel* о реально совершенных покупках по реальным ценам, поэтому дефлятор фактически демонстрирует среднестатистическую личную инфляцию каждого потребителя.

Показатель официальной инфляции в сентябре, равно как и в августе, по расчётам Росстата получил отрицательное значение в -0,2%. По данным скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel, дефлятор в сентябре повел себя идентично вектору инфляции и сократился на -0,33% по сравнению с августом. Дефлятор относительно волатилен и периодически принимает отрицательные значения, сигнализируя о временном снижении цен на рынке. В то же время, для ИПЦ (индекса потребительских цен) Росстата второй месяц дефляции является проявлением нехарактерной динамики.

Годовые значения дефлятора и инфляции, т. е. накопленные за период с января по сентябрь) составили 2,7% и 2,3% соответственно. С точки зрения разницы в абсолютных значениях мы уже можем говорить о том, что дефлятор и инфляция продолжат идти максимально ровно друг с другом весь наблюдаемый период.

«В сентябре дефлятор ушел в отрицательную зону, продемонстрировала ровно такое же снижение, как и год назад, – говорит президент исследовательского холдинга Ромир, доктор социологических наук Андрей Милехин. – Причиной такого сокращения стало снижение цен на продовольственные товары, в основном за счет плодовоовощной продукции, которое также повлияло и на сезонное снижение общих потребительских расходов. Падение индекса в этом месяце смягчилось стабильностью цен на жилищно-коммунальные услуги и бензин».

Действительно, согласно расчетам Росстата драйверами дефляции в сентябре стали продовольственные товары и услуги, а непродовольственные товары, наоборот, растут в цене.

Методика

В основе расчетной методики лежат данные о реальных ценах и реальном потреблении россиян, полученные при помощи панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Сложному многофакторному анализу подверглись более 10 млн покупок, фактически совершенных жителями российских городов в 2008-2015 годах. По результатам анализа была построена структура потребления российских домохозяйств, определены товарные группы с высокой степенью пенетрации**, в каждой из которых были выбраны отдельные товары (SKU***) с максимальной пенетрацией. Всего было отобрано 156 наименований в категориях продукты питания, промтовары, лекарства, корм для домашних животных, алкоголь и табак.

Для установления корректных пропорций между различными категориями товаров были проанализированы фактические объемы потребления по различным категориям за период с 2008 по 2014 год, после чего произведен расчет пропорций объемов и стоимости продуктов. При расчете дефлятора также используются среднемесячные цены на услуги ЖКХ и бензин. *(Подробнее с методикой расчета дефлятора можно ознакомиться по запросу).

*Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением от 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют QR-коды с чеков. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

** Пенетрация (распространенность товарной группы) – определяется как % от всех домохозяйств, зарегистрировавших покупку данной товарной группы в течение месяца.

*** SKU (Stock Keeping Unit) – ассортиментная позиция, единица одной товарной группы, марки, сорта в одном типе упаковки, одной емкости.

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международных исследовательских ассоциаций Gallup International и GlobalNR в России и СНГ, география исследований охватывает более сорока государств.

Похожие статьи

СберЛизинг профинансировал поставку газовых электростанций в рамках пилотного проекта…

Волго-Вятский региональный филиал АО «Сбербанк Лизинг» профинансировал поставку двух блочных контейнерных автоматизированных газовых электростанций (БКАГЭС) для нужд ООО «Первая ткацкая фабрика».
«ЦИФРА» ПРОТИВ ЖУЛИКОВ

«ЦИФРА» ПРОТИВ ЖУЛИКОВ

Активная работа по противодействию мошенничеству дает хорошие результаты, уверен вице-президент ВСС Сергей Ефремов. По его мнению, сейчас основными помощниками страховщиков в…
В ШАГЕ ОТ «ЗЕЛЕНОЙ ЗОНЫ»

В ШАГЕ ОТ «ЗЕЛЕНОЙ ЗОНЫ»

Не секрет, что успеха в борьбе с мошенничеством можно достичь только совместными усилиями как самих страховщиков, так и органов власти и…