• 31 октября, 2019
  • 146

Дефлятор сократился вместе с инфляцией

Исследовательский холдинг Ромир разработал методику расчета статистического индекса – дефлятора, отражающего реальные изменения общего уровня цен на товары и услуги за определенный период. Основой для расчета являются данные скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel* о реально совершенных покупках по реальным ценам, поэтому дефлятор фактически демонстрирует среднестатистическую личную инфляцию каждого потребителя.

Показатель официальной инфляции в сентябре, равно как и в августе, по расчётам Росстата получил отрицательное значение в -0,2%. По данным скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel, дефлятор в сентябре повел себя идентично вектору инфляции и сократился на -0,33% по сравнению с августом. Дефлятор относительно волатилен и периодически принимает отрицательные значения, сигнализируя о временном снижении цен на рынке. В то же время, для ИПЦ (индекса потребительских цен) Росстата второй месяц дефляции является проявлением нехарактерной динамики.

Годовые значения дефлятора и инфляции, т. е. накопленные за период с января по сентябрь) составили 2,7% и 2,3% соответственно. С точки зрения разницы в абсолютных значениях мы уже можем говорить о том, что дефлятор и инфляция продолжат идти максимально ровно друг с другом весь наблюдаемый период.

«В сентябре дефлятор ушел в отрицательную зону, продемонстрировала ровно такое же снижение, как и год назад, – говорит президент исследовательского холдинга Ромир, доктор социологических наук Андрей Милехин. – Причиной такого сокращения стало снижение цен на продовольственные товары, в основном за счет плодовоовощной продукции, которое также повлияло и на сезонное снижение общих потребительских расходов. Падение индекса в этом месяце смягчилось стабильностью цен на жилищно-коммунальные услуги и бензин».

Действительно, согласно расчетам Росстата драйверами дефляции в сентябре стали продовольственные товары и услуги, а непродовольственные товары, наоборот, растут в цене.

Методика

В основе расчетной методики лежат данные о реальных ценах и реальном потреблении россиян, полученные при помощи панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Сложному многофакторному анализу подверглись более 10 млн покупок, фактически совершенных жителями российских городов в 2008-2015 годах. По результатам анализа была построена структура потребления российских домохозяйств, определены товарные группы с высокой степенью пенетрации**, в каждой из которых были выбраны отдельные товары (SKU***) с максимальной пенетрацией. Всего было отобрано 156 наименований в категориях продукты питания, промтовары, лекарства, корм для домашних животных, алкоголь и табак.

Для установления корректных пропорций между различными категориями товаров были проанализированы фактические объемы потребления по различным категориям за период с 2008 по 2014 год, после чего произведен расчет пропорций объемов и стоимости продуктов. При расчете дефлятора также используются среднемесячные цены на услуги ЖКХ и бензин. *(Подробнее с методикой расчета дефлятора можно ознакомиться по запросу).

*Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением от 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют QR-коды с чеков. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

** Пенетрация (распространенность товарной группы) – определяется как % от всех домохозяйств, зарегистрировавших покупку данной товарной группы в течение месяца.

*** SKU (Stock Keeping Unit) – ассортиментная позиция, единица одной товарной группы, марки, сорта в одном типе упаковки, одной емкости.

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международных исследовательских ассоциаций Gallup International и GlobalNR в России и СНГ, география исследований охватывает более сорока государств.

Похожие статьи

«Росгосстрах» и «Автокод» выяснили, сколько россияне тратят на такси

Такси остается одним из самых популярных способов передвижения у россиян, занимая третье место после личных автомобилей и метро, выяснили страховая компания…

Семейные программы «Росгосстрах Жизнь» стали лучшими по версии экспертов…

По мнению экспертного совета XV юбилейной премии «Выбор потребителей», программы «Забота о семье» и «Забота о будущем» от СК «Росгосстрах Жизнь»…

Пледы, коты, кофе — россияне рассказали про самые эффективные…

Россияне назвали домашний уют, котов и ароматные напитки главными лекарствами от осенней хандры, показал опрос, проведенный Аналитическим центром «АльфаСтрахование».