- 20 мая, 2020
- 136
НБКИ и АВТОСТАТ: количество выданных в апреле 2020 года автокредитов сократилось на 80,8% по сравнению с предыдущим месяцем
По данным 4 000 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в апреле 2020 года количество купленных в кредит автомобилей (новых и подержанных) составило 17,5 тыс. единиц. По сравнению с предыдущим месяцем число выданных автокредитов сократилось на 80,8% (в марте 2020 года – 91,0 тыс. ед.) (Таблица 1).
Таблица 1. Динамика количества выданных автокредитов в апреле 2020 года в сравнении с мартом 2020 года, в %
Период |
Количество выданных автокредитов, тыс. ед. |
Период |
Количество выданных автокредитов, тыс. ед. |
Динамика
|
март 2020 года |
91,0 |
апрель 2020 года |
17,5 |
-80,8% |
При этом по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в апреле 2020 года сокращение выдачи автокредитов оказалось еще более существенным – на 81,1% (в апреле 2019 года – 92,8 тыс. ед.). Падение выдачи в апреле 2020 года оказалось сопоставимым с сокращением, зафиксированным в «кризисном» январе 2015 года по сравнению с декабрем 2014 года. Тогда выдача автокредитов «упала» на 84,3%.
Также необходимо отметить, что согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», объем рынка новых легковых автомобилей в апреле 2020 года уменьшился на 66,1% по сравнению с мартом текущего года и составил 54,5 тыс. единиц (в марте 2020 года – 160,6 тыс. ед.).
В апреле 2020 года наибольшее количество автокредитов в регионах РФ было выдано в Кемеровской (1,46 тыс. ед.) и Свердловской (0,89 тыс. ед.) областях, Республике Башкортостан (0,82 тыс. ед.), Челябинской области (0,82 тыс. ед.), а также в Санкт-Петербурге (0,80 тыс. ед.). При этом в Москве и Московской области, которые всегда были лидерами по выдаче автокредитов, в апреле 2020 года гражданам было предоставлено всего 0,48 тыс. и 0,34 тыс. кредитов на покупку авто.
Снижение выдачи автокредитов было отмечено абсолютно во всех регионах страны. При этом самую серьезную динамику сокращения количества автокредитов (среди 30 регионов-лидеров по объемам выданных кредитов данного вида) в апреле 2020 года по сравнению с мартом 2020 года продемонстрировали Москва (-93,7%), Московская область (-93,6%), Краснодарский (-90,5%) и Ставропольский (-87,7%) края, а также Ростовская область (-86,3%) (Таблица 2).
«В период самоизоляции наиболее серьезно в розничном кредитовании пострадала именно выдача автокредитов, – полагает генеральный директор НБКИ Александр Викулин. – В отличие от других типов кредитования граждан, в автокредитовании слабо развиты дистанционные каналы продаж. А традиционное офлайн-кредитование в автосалонах в апреле фактически остановилось. По мере отмены карантинных мероприятий ситуация постепенно будет восстанавливаться, но на уровень начала года автокредитование, скорее всего, выйдет еще не скоро».
«Пандемия коронавируса и последовавшие ограничительные меры самым негативным образом сказались на работе автодилеров, что в свою очередь не могло не повлиять и на автокредитование. – отмечает исполнительный директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов. – Россияне в апреле купили новых автомобилей втрое меньше, чем в марте, а выдача автокредитов упала в 5 раз. При этом в зависимости от региона ситуация заметно отличается: если в Москве рынок за месяц упал на 80%, то, к примеру, в Кемеровской области – на 30%. Во-первых, динамика падения зависит от того, была ли разрешена работа дилеров (в Москве она была запрещена), и жесткости режима самоизоляции. Во-вторых, разрешение на их работу принималось региональными властями самостоятельно и отличалось по срокам».
Более подробная информация о состоянии рынка новых легковых автомобилей в ряде российских регионов содержится в Таблице 3.
Таблица 2. Динамика количества выданных автокредитов в регионах РФ (среди 30 регионов-лидеров по объемам выданных кредитов данного вида) в апреле 2020 г. по сравнению с мартом 2020 года, %
|
Регион |
март 2020, ед. |
апрель 2020, ед. |
Изменение, в % |
1 |
Кемеровская область |
2 425 |
1 455 |
-40,0% |
2 |
Свердловская область |
3 119 |
893 |
-71,4% |
3 |
Республика Башкортостан |
3 996 |
824 |
-79,4% |
4 |
Челябинская область |
2 998 |
816 |
-72,8% |
5 |
г. Санкт-Петербург |
5 558 |
800 |
-85,6% |
6 |
Республика Татарстан |
4 436 |
641 |
-85,6% |
7 |
Самарская область |
2 802 |
641 |
-77,1% |
8 |
Новосибирская область |
1 144 |
522 |
-54,4% |
9 |
г. Москва |
7 705 |
484 |
-93,7% |
10 |
Нижегородская область |
2 510 |
469 |
-81,3% |
11 |
Волгоградская область |
1 701 |
431 |
-74,7% |
12 |
Пермский край |
2 327 |
419 |
-82,0% |
13 |
Оренбургская область |
1 445 |
410 |
-71,6% |
14 |
Ростовская область |
2 605 |
357 |
-86,3% |
15 |
Московская область |
5 367 |
343 |
-93,6% |
16 |
Алтайский край |
750 |
328 |
-56,3% |
17 |
Воронежская область |
1 720 |
326 |
-81,0% |
18 |
Краснодарский край |
3 312 |
315 |
-90,5% |
19 |
Ханты-Мансийский АО – Югра |
1 364 |
314 |
-77,0% |
20 |
Красноярский край |
1 066 |
290 |
-72,8% |
21 |
Удмуртская Республика |
1 549 |
277 |
-82,1% |
22 |
Ленинградская область |
1 443 |
264 |
-81,7% |
23 |
Омская область |
997 |
249 |
-75,0% |
24 |
Белгородская область |
957 |
244 |
-74,5% |
25 |
Иркутская область |
771 |
232 |
-69,9% |
26 |
Тверская область |
754 |
221 |
-70,7% |
27 |
Рязанская область |
890 |
216 |
-75,7% |
28 |
Ставропольский край |
1 563 |
193 |
-87,7% |
29 |
Тульская область |
1 097 |
192 |
-82,5% |
30 |
Кировская область |
865 |
191 |
-77,9% |
Таблица 3. Динамика покупок новых легковых автомобилей в регионах РФ (среди 30 регионов-лидеров по объемам рынка) в апреле 2020 г. по сравнению с мартом 2020 года, %
|
Регион |
март 2020, ед. |
апрель 2020, ед. |
Изменение, в % |
1 |
г. Москва |
24709 |
4765 |
-80,7 |
2 |
Московская область |
11920 |
3156 |
-73,5 |
3 |
г. Санкт-Петербург |
10680 |
2626 |
-75,4 |
4 |
Самарская область |
5308 |
2188 |
-58,8 |
5 |
Республика Татарстан |
6938 |
2104 |
-69,7 |
6 |
Свердловская область |
5031 |
2101 |
-58,2 |
7 |
Республика Башкортостан |
5648 |
1839 |
-67,4 |
8 |
Челябинская область |
4239 |
1692 |
-60,1 |
9 |
Кемеровская область |
2166 |
1522 |
-29,7 |
10 |
Краснодарский край |
5997 |
1404 |
-76,6 |
11 |
Нижегородская область |
4033 |
1227 |
-69,6 |
12 |
Пермский край |
3069 |
1205 |
-60,7 |
13 |
Оренбургская область |
2288 |
1181 |
-48,4 |
14 |
Ростовская область |
4498 |
1169 |
-74,0 |
15 |
Воронежская область |
2908 |
1071 |
-63,2 |
16 |
Волгоградская область |
2591 |
1066 |
-58,9 |
17 |
Удмуртская Республика |
1857 |
1033 |
-44,4 |
18 |
Красноярский край |
1854 |
989 |
-46,7 |
19 |
Белгородская область |
1731 |
934 |
-46,0 |
20 |
Новосибирская область |
1789 |
901 |
-49,6 |
21 |
Саратовская область |
2423 |
780 |
-67,8 |
22 |
Рязанская область |
1412 |
762 |
-46,0 |
23 |
Ленинградская область |
2466 |
739 |
-70,0 |
24 |
Вологодская область |
1390 |
719 |
-48,3 |
25 |
Ставропольский край |
2807 |
706 |
-74,8 |
26 |
Тюменская область |
1752 |
652 |
-62,8 |
27 |
Тульская область |
1841 |
558 |
-69,7 |
28 |
Липецкая область |
1365 |
558 |
-59,1 |
29 |
Пензенская область |
1423 |
500 |
-64,9 |
30 |
Ханты-Мансийский АО – Югра |
2673 |
311 |
-88,4 |
Национальное бюро кредитных историй (АО «НБКИ») предоставляет десятки современных высокотехнологичных решений в области контроля и оценки кредитных рисков, прогнозной аналитики.
По данным 4 000 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в апреле 2020 года количество купленных в кредит автомобилей (новых и подержанных) составило 17,5 тыс. единиц. По сравнению с предыдущим месяцем число выданных автокредитов сократилось на 80,8% (в марте 2020 года – 91,0 тыс. ед.) (Таблица 1).
Таблица 1. Динамика количества выданных автокредитов в апреле 2020 года в сравнении с мартом 2020 года, в %
Период |
Количество выданных автокредитов, тыс. ед. |
Период |
Количество выданных автокредитов, тыс. ед. |
Динамика
|
март 2020 года |
91,0 |
апрель 2020 года |
17,5 |
-80,8% |
При этом по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в апреле 2020 года сокращение выдачи автокредитов оказалось еще более существенным – на 81,1% (в апреле 2019 года – 92,8 тыс. ед.). Падение выдачи в апреле 2020 года оказалось сопоставимым с сокращением, зафиксированным в «кризисном» январе 2015 года по сравнению с декабрем 2014 года. Тогда выдача автокредитов «упала» на 84,3%.
Также необходимо отметить, что согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», объем рынка новых легковых автомобилей в апреле 2020 года уменьшился на 66,1% по сравнению с мартом текущего года и составил 54,5 тыс. единиц (в марте 2020 года – 160,6 тыс. ед.).
В апреле 2020 года наибольшее количество автокредитов в регионах РФ было выдано в Кемеровской (1,46 тыс. ед.) и Свердловской (0,89 тыс. ед.) областях, Республике Башкортостан (0,82 тыс. ед.), Челябинской области (0,82 тыс. ед.), а также в Санкт-Петербурге (0,80 тыс. ед.). При этом в Москве и Московской области, которые всегда были лидерами по выдаче автокредитов, в апреле 2020 года гражданам было предоставлено всего 0,48 тыс. и 0,34 тыс. кредитов на покупку авто.
Снижение выдачи автокредитов было отмечено абсолютно во всех регионах страны. При этом самую серьезную динамику сокращения количества автокредитов (среди 30 регионов-лидеров по объемам выданных кредитов данного вида) в апреле 2020 года по сравнению с мартом 2020 года продемонстрировали Москва (-93,7%), Московская область (-93,6%), Краснодарский (-90,5%) и Ставропольский (-87,7%) края, а также Ростовская область (-86,3%) (Таблица 2).
«В период самоизоляции наиболее серьезно в розничном кредитовании пострадала именно выдача автокредитов, – полагает генеральный директор НБКИ Александр Викулин. – В отличие от других типов кредитования граждан, в автокредитовании слабо развиты дистанционные каналы продаж. А традиционное офлайн-кредитование в автосалонах в апреле фактически остановилось. По мере отмены карантинных мероприятий ситуация постепенно будет восстанавливаться, но на уровень начала года автокредитование, скорее всего, выйдет еще не скоро».
«Пандемия коронавируса и последовавшие ограничительные меры самым негативным образом сказались на работе автодилеров, что в свою очередь не могло не повлиять и на автокредитование. – отмечает исполнительный директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов. – Россияне в апреле купили новых автомобилей втрое меньше, чем в марте, а выдача автокредитов упала в 5 раз. При этом в зависимости от региона ситуация заметно отличается: если в Москве рынок за месяц упал на 80%, то, к примеру, в Кемеровской области – на 30%. Во-первых, динамика падения зависит от того, была ли разрешена работа дилеров (в Москве она была запрещена), и жесткости режима самоизоляции. Во-вторых, разрешение на их работу принималось региональными властями самостоятельно и отличалось по срокам».
Более подробная информация о состоянии рынка новых легковых автомобилей в ряде российских регионов содержится в Таблице 3.
Таблица 2. Динамика количества выданных автокредитов в регионах РФ (среди 30 регионов-лидеров по объемам выданных кредитов данного вида) в апреле 2020 г. по сравнению с мартом 2020 года, %
|
Регион |
март 2020, ед. |
апрель 2020, ед. |
Изменение, в % |
1 |
Кемеровская область |
2 425 |
1 455 |
-40,0% |
2 |
Свердловская область |
3 119 |
893 |
-71,4% |
3 |
Республика Башкортостан |
3 996 |
824 |
-79,4% |
4 |
Челябинская область |
2 998 |
816 |
-72,8% |
5 |
г. Санкт-Петербург |
5 558 |
800 |
-85,6% |
6 |
Республика Татарстан |
4 436 |
641 |
-85,6% |
7 |
Самарская область |
2 802 |
641 |
-77,1% |
8 |
Новосибирская область |
1 144 |
522 |
-54,4% |
9 |
г. Москва |
7 705 |
484 |
-93,7% |
10 |
Нижегородская область |
2 510 |
469 |
-81,3% |
11 |
Волгоградская область |
1 701 |
431 |
-74,7% |
12 |
Пермский край |
2 327 |
419 |
-82,0% |
13 |
Оренбургская область |
1 445 |
410 |
-71,6% |
14 |
Ростовская область |
2 605 |
357 |
-86,3% |
15 |
Московская область |
5 367 |
343 |
-93,6% |
16 |
Алтайский край |
750 |
328 |
-56,3% |
17 |
Воронежская область |
1 720 |
326 |
-81,0% |
18 |
Краснодарский край |
3 312 |
315 |
-90,5% |
19 |
Ханты-Мансийский АО – Югра |
1 364 |
314 |
-77,0% |
20 |
Красноярский край |
1 066 |
290 |
-72,8% |
21 |
Удмуртская Республика |
1 549 |
277 |
-82,1% |
22 |
Ленинградская область |
1 443 |
264 |
-81,7% |
23 |
Омская область |
997 |
|