• 29 июня, 2020
  • 155

Всероссийский союз пациентов провел независимую оценку работы системы Медико-социальной экспертизы

В основу исследования лег опрос пациентов, проходивших освидетельствование в последние два года и пациентских НКО. В оценке приняли участие 2013 пациентов из 80 регионов РФ и 137 руководителей НКО из 54 субъектов Российской Федерации. Сбор информации осуществлялся в период 26 февраля – 10 марта 2020 года. Разработчиком и организатором исследования выступила компания Центр «Социальная Механика». Еще одну составляющую оценки реализовала компания Semantic Hub, проанализировавшая мнения пациентов о МСЭ, высказанные в последние три года в сети интернет.

По данным опроса пациентов, благодаря повышению открытости МСЭ, взаимодействие с НКО становится продуктивнее. Сегодня в состав Общественных комиссий при Главных бюро МСЭ в регионах входят примерно треть общественных организаций пациентов.

За последние годы деятельность системы МСЭ вызывала много нареканий со стороны пациентов, но ситуация выправляется. Так 53% опрошенных НКО указало на положительные изменения, 43% – на отсутствие изменений и только 4% на изменения в худшую сторону.

«Необъективность решений комиссии МСЭ остается устойчивым стереотипом в общественном сознании, на устранение которого потребуется направить совместные усилия системы МСЭ и пациентских организаций», – считает Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев.

«Важно, что в исследовании приняли участие всероссийские общественные организации, благотворительные фонды, инициативные группы пациентов. Оперативный отклик мы получили от инвалидов, в стране их почти 12 млн. человек. Это неудивительно – деятельность МСЭ затрагивает многих из них. Поэтому нам представляется крайне важным собрать широкий срез данных и представить его органам власти и широкой общественности. Адекватная оценка качества происходящих реформ является залогом успешного общественно-государственного диалога в здравоохранении», – подчеркнул Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов.

Среди наиболее распространенных поводов обращения граждан в НКО – жалобы на систему МСЭ. В 30% НКО такие жалобы поступают довольно регулярно, в 62% – время от времени. Среди наиболее популярных тем обращений – длительные сроки ожидания записи к специалистам и на диагностику (47%), вынужденное посещение разных учреждений для прохождения специалистов, процедур, сдачи анализов (41%).

Сбор документов для медико-социальной экспертизы 95,5% опрошенных проходят в поликлиниках. 60% опрошенных на этом этапе столкнулись с длительной записью, сроками ожидания консультаций и диагностических процедур. Следующая по распространенности проблема на этапе сбора документов для МСЭ – необходимость платить за анализы или консультации (43% опрошенных прибегали к платным медицинским услугам). У каждого пятого (20,7%) возникают проблемы при оформлении документов в связи с недостаточной информацией или ошибками в документах. Без проблем процесс сбора документов проходит примерно у трети граждан.

Целью освидетельствования в бюро МСЭ является установление инвалидности (91% опрошенных) и разработка индивидуальной программы реабилитации (36%). Время ожидания вызова на освидетельствование с момента направления документов в бюро МСЭ составляет около 1,5-3 недель: 45% опрошенных ждали около двух недель. Продолжительность процедуры освидетельствования достаточно длительная – каждый второй опрошенный проводит в бюро МСЭ более двух часов.

В доступной форме пояснения по результатам МСЭ получает каждый второй проходящий освидетельствование (56%). Однако треть выходящих из бюро МСЭ остаются без доступных пояснений по результатам экспертизы и этот факт заслуживает отдельного внимания. И только в 27% случаев предоставляется информация о возможности апелляции. Из всех опрошенных около 17% имели опыт обжалования решений МСЭ, 6,5% – опыт «двойного» обжалования первоначально принятого решения. В 34% случаев в ГБ МСЭ жалоба была удовлетворена.

«Результаты МСЭ по-прежнему остаются наиболее болезненной сферой, где оценки разнонаправлены и дисскуссивны» – обращает внимание Руководитель сектора исследований Центра «Социальная Механика» Наталья Полярная. «Однако и здесь, хоть и не однозначно, но фиксируется скорее положительная тенденция: 27% экспертов считают, что за последние два года ситуация ухудшилась, а 38% – что улучшилась».

Взаимодействие с ГБ МСЭ оценивается пациентскими НКО по-разному: треть опрошенных отметили, что получают исчерпывающие ответы по обращениям, еще четверть, что за последние два года организация стала принимать больше участия в мероприятиях ГБ МСЭ, а взаимодействие носит более открытый характер. Чуть менее половины (43%) указали на отсутствие изменений во взаимодействии. Изменения в худшую сторону отмечены в 4% случаев.

Среди сфер, в которых наметился прогресс (положительные оценки, преобладают над оценками отрицательными) – работа поликлиники по оформлению предварительной документации, организация процедуры освидетельствования в бюро МСЭ, отношение специалистов бюро МСЭ.

В целом изменения последних лет в системе медико-социальной экспертизы оцениваются пациентским сообществом положительно. Количество жалоб граждан сокращается, МСЭ становится более открытой и пациентоориентированной. По свидетельству ВСП позитивный резонанс в сообществе пациентов вызвало введение временного порядка признания лица инвалидом (постановление Правительства РФ от 9 апреля 2020 г. № 467), продлевающего действующую инвалидность на полгода и позволяющее подавать документы на МСЭ дистанционно.

Вместе с тем, ситуацию пока рано считать однозначно позитивной и безоблачной. Необходимо повышать как качество работы системы, так и качество разъяснительной работы с пациентами. Исследования и практика ВСП показывают, что в большинстве случаев причина недовольства пациентов – недостаточная информированность и понимание: причин вынесения решений, правовых норм, возможностей и алгоритмов дальнейших действий. И, безусловно, важно отношение к пациенту и коммуникация с ним. То без чего невозможно современное пациент-ориентированное здравоохранение.

Похожие статьи

Экскаваторы SHANTUI со скидкой 5% в СберЛизинге

СберЛизинг и компания «СтройИмпортТехника», официальный импортер техники бренда SHANTUI, реализуют совместную программу по распродаже гусеничных экскаваторов по сниженным ценам.
На форуме «Лидеры страхового рынка» прошла церемония награждения компаний – лидеров отрасли и их партнеров

На форуме «Лидеры страхового рынка» прошла церемония награждения компаний…

Организаторами форума выступили АСН, Регламент и АЦ «БизнесДром» при поддержке ВСС и РСА.
В Москве прошел крупнейший страховой форум «Лидеры страхового рынка»

В Москве прошел крупнейший страховой форум «Лидеры страхового рынка»

31 октября в Москве состоялся 10-й юбилейный форум «Лидеры страхового рынка». Мероприятие объединило на одной площадке топ-менеджеров крупнейших страховых компаний, представителей…