• 12 октября, 2020
  • 137

СберЗдоровье рассказал с какими запросами россияне обращались за помощью психологов в период пандемии

В начале периода самоизоляции наиболее популярными запросами были: тревога о своем здоровье и здоровье своих близких (необходимость посещать работу, возмущение несоблюдением масочного режима со стороны прочих граждан); страх неопределённости будущего (где брать продукты, чем платить за свет, если не будет работы и т.п.), ощущение утраты контроля над жизнью в текущих жизненных условиях, подавленность. Второе место по популярности занимали запросы, связанные с дискомфортом от невозможности выйти из дома, тревога от отсутствия единого плана лечения коронавирусной инфекции, первый раз себя проявившие или обострившиеся на фоне влияния стресса панические атаки.

После пребывания в условиях самоизоляции (апрель-май 2020г.) фокус запросов несколько сместился. На первое место пришли проблемы в супружеских взаимоотношениях, отношениях с детьми, родственниками, соседями, связанные с необходимостью длительное время находиться в замкнутом пространстве, а также рождающееся чувство вины от нарушения запрета на самоизоляцию в сложившихся семейных обстоятельствах. Появились обращения, связанные с переживанием горя по поводу тяжелого состояния или потери близкого. Продолжали набирать распространенность обращения людей с психопатологической симптоматикой (нарушения сна, фобии, навязчивости, депрессия).

На заключительном этапе самоизоляции, в июне 2020 года, перед снятием карантинных ограничений, характер запросов вновь изменился. Все больше появлялось «нецелевых» звонков. Люди обращались с накопившимися проблемами и с вопросами по выходу из самоизоляции: как восстановить график учебы, как сменить работу, как отучить ребенка от бесконтрольного использования гаджетов, что говорило о естественных процессах выхода населения из режима самоограничения и расширении горизонта планирования своей жизни.

Таким образом, динамика запросов при обращении на горячую линию психологической поддержки в период самоизоляции продемонстрировала хорошо известные механизмы реакции человека на стресс: тревога, беспокойство о реальных и гипотетических проблемах, утрата жизненного ресурса, повышение уровня психопатологической симптоматики. А также обнаружила и необходимые приспособительные реакции — ограничение сферы контактов и зон ответственности, смещение фокуса внимания на личные проблемы, принятие краткосрочных решений, ограниченных отсутствием ясных перспектив будущего. Горячая линия психологической помощи стала действенным и эффективным инструментом помощи людям в ситуации неопределенности и стресса, связанной с распространением коронавирусной инфекции.

Ольга Маркина, кандидат психологических наук, руководитель супервизорской поддержки горячей линии психологической помощи СберЗдоровье:

«В условиях сложившейся эпидемиологической ситуации с COVID-19 психоэмоциональное состояние населения вызывает всеобщую обеспокоенность. Психологическое консультирование и сопровождение, обеспеченное в разгар работы горячей линии, в этих обстоятельствах является действенным инструментом по предотвращению нарастания паники, апатии и соматизации психологических расстройств, и показало свою эффективность».

Похожие статьи

Президент НСА Корней Биждов принял участие в заседании Общественного…

Президент Национального союза агростраховщиков Корней Биждов принял участие в заседании Общественного совета при Минсельхозе России, которое состоялось 29 октября.

Кот в кошельке: дешевле всего для релокантов содержание питомцев…

По мнению 44% россиян, уход за животными требует значительных затрат. При этом 40% считают такие расходы для себя вполне подъемными, а…

Пользоваться веб-версией СберБанк Онлайн стало ещё удобнее

Для удобства более 6 млн пользователей веб-версии СберБанк Онлайн в Сбере обновили дизайн и навигацию по разделам приложения — теперь они…