- 24 декабря, 2020
- 146
НБКИ и АВТОСТАТ: в ноябре 2020 года было выдано 88,5 тыс. автокредитов
Такой рост связан, прежде всего, с окончанием в ноябре госпрограмм льготного автокредитования и стремлением граждан успеть взять кредиты на приобретение автомобилей по улучшенным условиям до 30 ноября. В то же время в сравнении с предыдущим месяцем количество выданных автокредитов незначительно сократилось – на 1,2% (в октябре 2020 года – 89,6 тыс. ед.).
В свою очередь объем рынка новых легковых автомобилей, согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», в ноябре 2020 года снизился на 4,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 131,5 тыс. единиц (в ноябре 2019 года – 137,1 тыс. ед.).
В свою очередь среднее значение Персонального кредитного рейтинга (ПКР) заемщика по автокредитам в ноябре 2020 года составило 683 балла, снизившись за месяц на 3 балла (минимальное значение – 300 баллов, максимальное – 850 баллов) (Таблица 1).
Таблица 1. Динамика среднего значения Персонального кредитного рейтинга (ПКР) по размеру автокредита, баллов
Размер автокредита |
октябрь 2020, баллов |
ноябрь 2020, баллов |
Динамика, баллы |
от 100 до 500 тыс. руб. |
674 |
671 |
-3 |
от 500 тыс. до 1 млн. руб. |
689 |
685 |
-4 |
от 1 до 3 млн. руб. |
699 |
695 |
-4 |
По всем автокредитам |
686 |
683 |
-3 |
Наибольшее количество автокредитов в регионах РФ в ноябре 2020 года было выдано в Москве (6,7 тыс. ед.), Санкт-Петербурге (5,2 тыс. ед.), Московской области (5,1 тыс. ед.), а также в республиках Татарстан (4,2 тыс. ед.) и Башкортостан (3,9 тыс. ед.).
При этом самую серьезную динамику роста количества выданных автокредитов (среди 30 регионов-лидеров по объемам выданных кредитов данного вида) в ноябре 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года продемонстрировали Кировская (+78,9%), Ульяновская (+37,2%), Нижегородская (+34,3%), Омская (+31,5%) области, а также Пермский край (+30,9%). Единственным регионом из топ-30, в котором было отмечено снижение показателя, стала Кемеровская область (-29,6%), В Москве и Санкт-Петербурге рост выдачи составил 8,8% и 14,6% соответственно (Таблица 2).
«В апреле-мае 2020 года выдача автокредитов сильно «упала», однако затем быстро и полностью восстановилась, демонстрируя высокий уровень, – полагает генеральный директор НБКИ Александр Викулин. – Такая активность была обусловлена реализацией отложенного спроса на покупку автомобилей, который сформировался весной, в период жестких «карантинных» мероприятий. Помимо отложенного спроса, основными причинами активности на авторынке стали расширение условий госпрограмм льготного автокредитования, а также ожидание роста цен на автомобили. Если говорить непосредственно о ноябре, то почти 20%-й рост выдачи автокредитов в ноябре во многом связан с окончанием в этом месяце госпрограмм льготного автокредитования. Поэтому в декабре 2020 года – начале 2021 года такого высокого роста не ожидаем».
«После весеннего «провала» авторынок и автокредитование начали отыгрывать потери, – отмечает исполнительный директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов. – В последние месяцы обеим отраслям даже удавалось синхронно демонстрировать положительную динамику. Одним из факторов этого стало стремление покупателей использовать возможности госпрограмм «Первый / Семейный автомобиль», которые завершились в ноябре, а также ожидаемым и продолжающимся ростом цен на автомобили. Но в декабре и первом квартале следующего года мы ожидаем снижения как автомобильного рынка, так и рынка автокредитования, если не будут возобновлены госпрограммы».
Более подробная информация о состоянии рынка новых легковых автомобилей в ряде российских регионов содержится в Таблице 3.
Таблица 2. Динамика выдачи автокредитов (на новые автомобили и автомобили с пробегом) в регионах РФ в ноябре 2020 года в сравнении с аналогичным периодом 2019 года (среди 30 регионов-лидеров по объемам данного вида розничного кредитования), в ед.
|
По регионам |
ноября 2019 год, ед. |
ноября 2020 год, ед. |
Изменение, в % |
1 |
г. Москва |
6 124 |
6 665 |
8,8% |
2 |
г. Санкт-Петербург |
4 499 |
5 157 |
14,6% |
3 |
Московская область |
4 690 |
5 064 |
8,0% |
4 |
Республика Татарстан |
3 633 |
4 243 |
16,8% |
5 |
Республика Башкортостан |
3 330 |
3 881 |
16,5% |
6 |
Краснодарский край |
2 998 |
3 432 |
14,5% |
7 |
Челябинская область |
2 527 |
3 145 |
24,5% |
8 |
Свердловская область |
2 578 |
3 075 |
19,3% |
9 |
Нижегородская область |
1 934 |
2 597 |
34,3% |
10 |
Самарская область |
2 081 |
2 595 |
24,7% |
11 |
Ростовская область |
2 034 |
2 392 |
17,6% |
12 |
Пермский край |
1 766 |
2 311 |
30,9% |
13 |
Волгоградская область |
1 432 |
1 769 |
23,5% |
14 |
Воронежская область |
1 445 |
1 695 |
17,3% |
15 |
Ленинградская область |
1 344 |
1 565 |
16,4% |
16 |
Удмуртская Республика |
1 172 |
1 518 |
29,5% |
17 |
Оренбургская область |
1 213 |
1 512 |
24,6% |
18 |
Ставропольский край |
1 222 |
1 498 |
22,6% |
19 |
Кемеровская область |
2 105 |
1 481 |
-29,6% |
20 |
Саратовская область |
1 214 |
1 469 |
21,0% |
21 |
Ханты-Мансийский АО – Югра |
1 135 |
1 354 |
19,3% |
22 |
Новосибирская область |
905 |
1 112 |
22,9% |
23 |
Тульская область |
1 006 |
1 055 |
4,9% |
24 |
Ульяновская область |
729 |
1 000 |
37,2% |
25 |
Омская область |
736 |
968 |
31,5% |
26 |
Красноярский край |
853 |
959 |
12,4% |
27 |
Тюменская область (без ХМАО и ЯНАО) |
725 |
936 |
29,1% |
28 |
Белгородская область |
781 |
914 |
17,0% |
29 |
Кировская область |
511 |
914 |
78,9% |
30 |
Рязанская область |
694 |
873 |
25,8% |
Таблица 3. Динамика покупок новых легковых автомобилей в регионах РФ (среди 30 регионов-лидеров по объемам рынка) в ноябре 2020 г. по сравнению с ноябрем 2019 года, %
|
Регион |
ноябрь 2019, ед. |
ноябрь 2020, ед. |
Изменение, в % |
1 |
Москва |
20 576 |
18 026 |
-12,4 |
2 |
Московская область |
10 877 |
9 611 |
-11,6 |
3 |
Санкт-Петербург |
8 601 |
7 935 |
-7,7 |
4 |
Республика Татарстан |
5 839 |
5 733 |
-1,8 |
5 |
Краснодарский край |
5 657 |
5 287 |
-6,5 |
6 |
Республика Башкортостан |
4 990 |
4 959 |
-0,6 |
7 |
Свердловская область |
4 111 |
4 034 |
-1,9 |
8 |
Самарская область |
3 998 |
3 952 |
-1,2 |
9 |
Челябинская область |
3 529 |
3 683 |
4,4 |
10 |
Ростовская область |
3 662 |
3 466 |
-5,4 |
11 |
Нижегородская область |
3 232 |
2 972 |
-8,0 |
12 |
Пермский край |
2 451 |
2 604 |
6,2 |
13 |
Саратовская область |
2 208 |
2 373 |
7,5 |
14 |
Ханты-Мансийский автономный округ |
2 209 |
2 347 |
6,2 |
15 |
Волгоградская область |
2 380 |
2 287 |
-3,9 |
16 |
Воронежская область |
2 439 |
2 183 |
-10,5 |
17 |
Ставропольский край |
2 430 |
2 148 |
-11,6 |
18 |
Оренбургская область |
2 056 |
1 985 |
-3,5 |
19 |
Ленинградская область |
2 222 |
1 964 |
-11,6 |
20 |
Удмуртская Республика |
1 566 |
1 808 |
15,5 |
21 |
Новосибирская область |
1 613 |
1 658 |
2,8 |
22 |
Кемеровская область |
1 863 |
1 589 |
-14,7 |
23 |
Красноярский край |
1 696 |
1 483 |
-12,6 |
24 |
Белгородская область |
1 622 |
1 443 |
-11,0 |
25 |
Тюменская область |
1 421 |
1 405 |
-1,1 |
26 |
Вологодская область |
1 266 |
1 265 |
-0,1 |
27 |
Омская область |
1 028 |
1 248 |
21,4 |
28 |
Ульяновская область |
1 158 |
1 241 |
7,2 |
29 |
Тульская область |
1 618 |
1 241 |
-23,3 |
30 |
Рязанская область |
1 208 |
1 233 |
2,1 |
Национальное бюро кредитных историй (АО «НБКИ») предоставляет десятки современных высокотехнологичных решений в области контроля и оценки кредитных рисков, прогнозной аналитики.