• 27 января, 2021
  • 100

НБКИ и АВТОСТАТ: в 2020 году было выдано на 5,9% меньше автокредитов, чем в 2019 году

НБКИ и АВТОСТАТ: в 2020 году было выдано на 5,9% меньше автокредитов, чем в 2019 году

Стоит также отметить, что в декабре 2020 года было выдано 70,4 тыс. автокредитов, что на 24,4% меньше по сравнению с декабрем 2019 года (93,2 тыс. ед.). В свою очередь выдача автокредитов в 4 квартале 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года выросла на 1,1% и составила 249,2 тыс. ед. (в 4 кв. 2019 года – 246,6 тыс. ед.). В целом, вторая половина 2020 года характеризовалась более активной выдачей автокредитов по сравнению со 2 полугодием предыдущего года. Так, во 2 полугодии 2020 года было выдано 526,4 тыс. автокредитов, что на 3,3% больше по сравнению  с аналогичным периодом 2019 года (во 2 полугодии 2019 года – 509,6 тыс. ед.).

В свою очередь средний персональный кредитный рейтинг (ПКР) заемщика по автокредитам в декабре 2020 года составил 684 баллов (минимальное значение – 300 баллов, максимальное – 850 баллов) (Таблица 1).

Таблица 1. Динамика среднего значения Персонального кредитного рейтинга (ПКР) по размеру автокредита, баллов

Размер автокредита

декабрь 2019,

декабрь 2020,

Динамика,

баллы

менее  100 тыс. руб.

552

562

10

от 100 до 500 тыс. руб.

665

668

3

от 500 тыс. руб. до 1 млн. руб.

678

683

5

более 1 млн. руб.

688

692

4

По всем автокредитам

675

680

5

Также необходимо отметить, что согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», объем рынка новых легковых автомобилей в 2020 году снизился на 8,3% по сравнению с предыдущим годом и составил 1 461,0 тыс. единиц (в 2019 году – 1 593,1 тыс. ед.).

В 2020 году самое большое количество выданных автокредитов в регионах РФ было отмечено в Москве (67,3 тыс. ед.), Московской области (51,3 тыс. ед.), Санкт-Петербурге (51,1 тыс. ед.), а также республиках Татарстан (44,6 тыс. ед.) и Башкортостан (39,8 тыс. ед.).

Самое серьезное снижение выдачи автокредитов в 2020 году (среди 30 регионов-лидеров по количеству выданных автокредитов) по сравнению с 2019 годом было зафиксировано в Кемеровской (-20,3%) и Тульской (-11,9%) областях, Красноярском крае (-11,6%), а также в Московской области (-11,5%),  Москве (-11,1%) и Санкт-Петербурге (-11,1%). В то же время в ряде регионов выдача, напротив, выросла, в том числе, в Нижегородской (+4,1%), Свердловской (+2,8%), Челябинской (+2,3%), Ульяновской (+1,6%) и Омской (+1,4%) областях (Таблица 2).

«В период «карантинных» мероприятий в апреле-мае 2020 года наиболее сильно в розничном кредитовании пострадала именно выдача автокредитов, – отмечает генеральный директор НБКИ Александр Викулин. – Однако во втором полугодии сегмент автокредитования активно восстанавливался. В первую очередь, этому поспособствовало снятие летом карантинных ограничений в наиболее крупных и кредитно-активных регионах страны, прежде всего, в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге. Благодаря этому граждане смогли вновь посещать автосалоны и  реализовывать отложенный на несколько месяцев спрос. Помимо отложенного спроса, основными причинами активности на авторынке стали расширение условий госпрограмм льготного автокредитования, а также ожидание роста цен на автомобили. Кроме того, рост выдачи автокредитов в последние месяцы происходит на фоне увеличения ПКР заемщиков по автокредитам или, иными словами, на фоне улучшения их качества».

«В 2020 году и покупки автомобилей, и выдачи автокредитов продемонстрировали снижение по отношению к показателям 2019 года. – говорит исполнительный директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов. – Но, с другой стороны, если бы не автокредитование, падение авторынка было бы еще более ощутимым. И этого удалось избежать, в первую очередь, благодаря действию госпрограмм льготного кредитования («Первый / Семейный автомобиль»). Поэтому решение об их продлении в 2021 году можно рассматривать только с позитивной точки зрения».

Более подробная информация о состоянии рынка новых легковых автомобилей в ряде российских регионов содержится в Таблице 3.

Таблица 2. Динамика выдачи автокредитов (на новые автомобили и автомобили с пробегом) в регионах РФ в 2020 году в сравнении с 2019 годом (среди 30 регионов-лидеров по объемам данного вида розничного кредитования), в ед.

 

По регионам

2019 год, ед.

2020 год, ед.

Изменение,

в %

1

г. Москва

75 756

67 311

-11,1%

2

Московская область

58 014

51 347

-11,5%

3

г. Санкт-Петербург

57 433

51 054

-11,1%

4

Республика Татарстан

48 209

44 591

-7,5%

5

Республика Башкортостан

42 752

39 835

-6,8%

6

Свердловская область

33 026

33 943

2,8%

7

Краснодарский край

33 722

32 756

-2,9%

8

Челябинская область

31 547

32 275

2,3%

9

Самарская область

28 073

26 404

-5,9%

10

Нижегородская область

24 967

25 990

4,1%

11

Ростовская область

25 496

24 589

-3,6%

12

Пермский край

25 574

23 372

-8,6%

13

Кемеровская область

25 963

20 688

-20,3%

14

Волгоградская область

17 794

17 114

-3,8%

15

Воронежская область

17 389

16 350

-6,0%

16

Ленинградская область

16 780

15 416

-8,1%

17

Оренбургская область

15 501

14 784

-4,6%

18

Удмуртская Республика

16 119

14 702

-8,8%

19

Ханты-Мансийский АО – Югра

15 980

14 687

-8,1%

20

Ставропольский край

15 220

14 533

-4,5%

21

Саратовская область

14 913

14 295

-4,1%

22

Новосибирская область

12 029

12 085

0,5%

23

Тульская область

12 719

11 204

-11,9%

24

Красноярский край

12 312

10 889

-11,6%

25

Тюменская область (без ХМАО и ЯНАО)

10 087

10 039

-0,5%

26

Ульяновская область

9 231

9 379

1,6%

27

Омская область

9 145

9 269

1,4%

28

Чувашская Республика

10 301

9 170

-11,0%

29

Кировская область

8 626

8 641

0,2%

30

Белгородская область

8 730

8 629

-1,2%

Таблица 3. Динамика покупок новых легковых автомобилей в регионах РФ (среди 30 регионов-лидеров по объемам рынка) в 2020 г. по сравнению с 2019 годом, %

 

Регион

2019 год, ед.

2020 год, ед.

Изменение,

в %

1

Москва

237 864

196 423

-17,4

2

Московская область

126 051

110 547

-12,3

3

Санкт-Петербург

96 156

86 162

-10,4

4

Республика Татарстан

68 212

63 639

-6,7

5

Краснодарский край

61 069

55 308

-9,4

6

Республика Башкортостан

56 826

52 071

-8,4

7

Свердловская область

49 573

48 067

-3,0

8

Самарская область

49 485

47 699

-3,6

9

Челябинская область

41 043

40 846

-0,5

10

Ростовская область

39 967

38 217

-4,4

11

Нижегородская область

36 469

35 342

-3,1

12

Пермский край

32 073

29 544

-7,9

13

Ханты-Мансийский автономный округ

29 188

26 783

-8,2

14

Воронежская область

26 795

25 205

-5,9

15

Волгоградская область

25 767

24 649

-4,3

16

Ставропольский край

27 110

23 951

-11,7

17

Саратовская область

23 447

23 030

-1,8

18

Оренбургская область

22 563

22 869

1,4

19

Ленинградская область

26 220

22 544

-14,0

20

Кемеровская область

22 756

21 102

-7,3

21

Красноярский край

20 500

18 627

-9,1

22

Удмуртская Республика

20 564

18 209

-11,5

23

Новосибирская область

18 694

18 131

-3,0

24

Тюменская область

17 335

16 789

-3,1

25

Белгородская область

17 012

16 064

-5,6

26

Тульская область

17 784

15 775

-11,3

27

Вологодская область

13 977

13 666

-2,2

28

Рязанская область

14 056

13 431

-4,4

29

Пензенская область

13 381

12 948

-3,2

30

Ульяновская область

13 519

12 756

-5,6

Национальное бюро кредитных историй (АО «НБКИ») предоставляет десятки современных высокотехнологичных решений в области контроля и оценки кредитных рисков, прогнозной аналитики. 

Похожие статьи

СИТУАЦИЯ СТАБИЛИЗИРОВАЛАСЬ

СИТУАЦИЯ СТАБИЛИЗИРОВАЛАСЬ

На рынке ОСАГО наблюдаются позитивные тенденции, отмечает вице-президент ВСС Евгений Васильев. В своем интервью он рассказывает читателям о том, какие изменения…
ДЛЯ БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ НУЖЕН КОНТРОЛЬ

ДЛЯ БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ НУЖЕН КОНТРОЛЬ

ОСАГО на российском рынке действует уже более 20 лет, но этот социально значимый вид страхования по-прежнему находится в фокусе внимания законодателей.…
ЗА ПЯТЬ ЛЕТ НАЗРЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ

ЗА ПЯТЬ ЛЕТ НАЗРЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ

Пятилетний опыт и практика работы финансовых уполномоченных свидетельствуют, с одной стороны, о зрелости данного института, с другой — о необходимости решения…