- 27 января, 2021
- 137
НБКИ и АВТОСТАТ: в 2020 году было выдано на 5,9% меньше автокредитов, чем в 2019 году
Стоит также отметить, что в декабре 2020 года было выдано 70,4 тыс. автокредитов, что на 24,4% меньше по сравнению с декабрем 2019 года (93,2 тыс. ед.). В свою очередь выдача автокредитов в 4 квартале 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года выросла на 1,1% и составила 249,2 тыс. ед. (в 4 кв. 2019 года – 246,6 тыс. ед.). В целом, вторая половина 2020 года характеризовалась более активной выдачей автокредитов по сравнению со 2 полугодием предыдущего года. Так, во 2 полугодии 2020 года было выдано 526,4 тыс. автокредитов, что на 3,3% больше по сравнению с аналогичным периодом 2019 года (во 2 полугодии 2019 года – 509,6 тыс. ед.).
В свою очередь средний персональный кредитный рейтинг (ПКР) заемщика по автокредитам в декабре 2020 года составил 684 баллов (минимальное значение – 300 баллов, максимальное – 850 баллов) (Таблица 1).
Таблица 1. Динамика среднего значения Персонального кредитного рейтинга (ПКР) по размеру автокредита, баллов
Размер автокредита |
декабрь 2019, |
декабрь 2020, |
Динамика, баллы |
менее 100 тыс. руб. |
552 |
562 |
10 |
от 100 до 500 тыс. руб. |
665 |
668 |
3 |
от 500 тыс. руб. до 1 млн. руб. |
678 |
683 |
5 |
более 1 млн. руб. |
688 |
692 |
4 |
По всем автокредитам |
675 |
680 |
5 |
Также необходимо отметить, что согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», объем рынка новых легковых автомобилей в 2020 году снизился на 8,3% по сравнению с предыдущим годом и составил 1 461,0 тыс. единиц (в 2019 году – 1 593,1 тыс. ед.).
В 2020 году самое большое количество выданных автокредитов в регионах РФ было отмечено в Москве (67,3 тыс. ед.), Московской области (51,3 тыс. ед.), Санкт-Петербурге (51,1 тыс. ед.), а также республиках Татарстан (44,6 тыс. ед.) и Башкортостан (39,8 тыс. ед.).
Самое серьезное снижение выдачи автокредитов в 2020 году (среди 30 регионов-лидеров по количеству выданных автокредитов) по сравнению с 2019 годом было зафиксировано в Кемеровской (-20,3%) и Тульской (-11,9%) областях, Красноярском крае (-11,6%), а также в Московской области (-11,5%), Москве (-11,1%) и Санкт-Петербурге (-11,1%). В то же время в ряде регионов выдача, напротив, выросла, в том числе, в Нижегородской (+4,1%), Свердловской (+2,8%), Челябинской (+2,3%), Ульяновской (+1,6%) и Омской (+1,4%) областях (Таблица 2).
«В период «карантинных» мероприятий в апреле-мае 2020 года наиболее сильно в розничном кредитовании пострадала именно выдача автокредитов, – отмечает генеральный директор НБКИ Александр Викулин. – Однако во втором полугодии сегмент автокредитования активно восстанавливался. В первую очередь, этому поспособствовало снятие летом карантинных ограничений в наиболее крупных и кредитно-активных регионах страны, прежде всего, в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге. Благодаря этому граждане смогли вновь посещать автосалоны и реализовывать отложенный на несколько месяцев спрос. Помимо отложенного спроса, основными причинами активности на авторынке стали расширение условий госпрограмм льготного автокредитования, а также ожидание роста цен на автомобили. Кроме того, рост выдачи автокредитов в последние месяцы происходит на фоне увеличения ПКР заемщиков по автокредитам или, иными словами, на фоне улучшения их качества».
«В 2020 году и покупки автомобилей, и выдачи автокредитов продемонстрировали снижение по отношению к показателям 2019 года. – говорит исполнительный директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов. – Но, с другой стороны, если бы не автокредитование, падение авторынка было бы еще более ощутимым. И этого удалось избежать, в первую очередь, благодаря действию госпрограмм льготного кредитования («Первый / Семейный автомобиль»). Поэтому решение об их продлении в 2021 году можно рассматривать только с позитивной точки зрения».
Более подробная информация о состоянии рынка новых легковых автомобилей в ряде российских регионов содержится в Таблице 3.
Таблица 2. Динамика выдачи автокредитов (на новые автомобили и автомобили с пробегом) в регионах РФ в 2020 году в сравнении с 2019 годом (среди 30 регионов-лидеров по объемам данного вида розничного кредитования), в ед.
|
По регионам |
2019 год, ед. |
2020 год, ед. |
Изменение, в % |
1 |
г. Москва |
75 756 |
67 311 |
-11,1% |
2 |
Московская область |
58 014 |
51 347 |
-11,5% |
3 |
г. Санкт-Петербург |
57 433 |
51 054 |
-11,1% |
4 |
Республика Татарстан |
48 209 |
44 591 |
-7,5% |
5 |
Республика Башкортостан |
42 752 |
39 835 |
-6,8% |
6 |
Свердловская область |
33 026 |
33 943 |
2,8% |
7 |
Краснодарский край |
33 722 |
32 756 |
-2,9% |
8 |
Челябинская область |
31 547 |
32 275 |
2,3% |
9 |
Самарская область |
28 073 |
26 404 |
-5,9% |
10 |
Нижегородская область |
24 967 |
25 990 |
4,1% |
11 |
Ростовская область |
25 496 |
24 589 |
-3,6% |
12 |
Пермский край |
25 574 |
23 372 |
-8,6% |
13 |
Кемеровская область |
25 963 |
20 688 |
-20,3% |
14 |
Волгоградская область |
17 794 |
17 114 |
-3,8% |
15 |
Воронежская область |
17 389 |
16 350 |
-6,0% |
16 |
Ленинградская область |
16 780 |
15 416 |
-8,1% |
17 |
Оренбургская область |
15 501 |
14 784 |
-4,6% |
18 |
Удмуртская Республика |
16 119 |
14 702 |
-8,8% |
19 |
Ханты-Мансийский АО – Югра |
15 980 |
14 687 |
-8,1% |
20 |
Ставропольский край |
15 220 |
14 533 |
-4,5% |
21 |
Саратовская область |
14 913 |
14 295 |
-4,1% |
22 |
Новосибирская область |
12 029 |
12 085 |
0,5% |
23 |
Тульская область |
12 719 |
11 204 |
-11,9% |
24 |
Красноярский край |
12 312 |
10 889 |
-11,6% |
25 |
Тюменская область (без ХМАО и ЯНАО) |
10 087 |
10 039 |
-0,5% |
26 |
Ульяновская область |
9 231 |
9 379 |
1,6% |
27 |
Омская область |
9 145 |
9 269 |
1,4% |
28 |
Чувашская Республика |
10 301 |
9 170 |
-11,0% |
29 |
Кировская область |
8 626 |
8 641 |
0,2% |
30 |
Белгородская область |
8 730 |
8 629 |
-1,2% |
Таблица 3. Динамика покупок новых легковых автомобилей в регионах РФ (среди 30 регионов-лидеров по объемам рынка) в 2020 г. по сравнению с 2019 годом, %
|
Регион |
2019 год, ед. |
2020 год, ед. |
Изменение, в % |
1 |
Москва |
237 864 |
196 423 |
-17,4 |
2 |
Московская область |
126 051 |
110 547 |
-12,3 |
3 |
Санкт-Петербург |
96 156 |
86 162 |
-10,4 |
4 |
Республика Татарстан |
68 212 |
63 639 |
-6,7 |
5 |
Краснодарский край |
61 069 |
55 308 |
-9,4 |
6 |
Республика Башкортостан |
56 826 |
52 071 |
-8,4 |
7 |
Свердловская область |
49 573 |
48 067 |
-3,0 |
8 |
Самарская область |
49 485 |
47 699 |
-3,6 |
9 |
Челябинская область |
41 043 |
40 846 |
-0,5 |
10 |
Ростовская область |
39 967 |
38 217 |
-4,4 |
11 |
Нижегородская область |
36 469 |
35 342 |
-3,1 |
12 |
Пермский край |
32 073 |
29 544 |
-7,9 |
13 |
Ханты-Мансийский автономный округ |
29 188 |
26 783 |
-8,2 |
14 |
Воронежская область |
26 795 |
25 205 |
-5,9 |
15 |
Волгоградская область |
25 767 |
24 649 |
-4,3 |
16 |
Ставропольский край |
27 110 |
23 951 |
-11,7 |
17 |
Саратовская область |
23 447 |
23 030 |
-1,8 |
18 |
Оренбургская область |
22 563 |
22 869 |
1,4 |
19 |
Ленинградская область |
26 220 |
22 544 |
-14,0 |
20 |
Кемеровская область |
22 756 |
21 102 |
-7,3 |
21 |
Красноярский край |
20 500 |
18 627 |
-9,1 |
22 |
Удмуртская Республика |
20 564 |
18 209 |
-11,5 |
23 |
Новосибирская область |
18 694 |
18 131 |
-3,0 |
24 |
Тюменская область |
17 335 |
16 789 |
-3,1 |
25 |
Белгородская область |
17 012 |
16 064 |
-5,6 |
26 |
Тульская область |
17 784 |
15 775 |
-11,3 |
27 |
Вологодская область |
13 977 |
13 666 |
-2,2 |
28 |
Рязанская область |
14 056 |
13 431 |
-4,4 |
29 |
Пензенская область |
13 381 |
12 948 |
-3,2 |
30 |
Ульяновская область |
13 519 |
12 756 |
-5,6 |
Национальное бюро кредитных историй (АО «НБКИ») предоставляет десятки современных высокотехнологичных решений в области контроля и оценки кредитных рисков, прогнозной аналитики.