• 26 мая, 2021

Число обращений к финансовому уполномоченному сократилось на 10%

В 2020 году финансовый уполномоченный рассматривал споры потребителей со страховыми организациями по всем видам страхования (кроме ОМС) и с микрофинансовыми организациями (МФО). С 1 января 2021 года в ведение финансового уполномоченного включены споры в сфере кредитных организаций, ломбардов, НПФ и кредитных потребительских кооперативов.

«На снижение числа обращений повлиял комплекс факторов. Одним из них мы считаем полноценное влияние досудебного урегулирования споров на взаимоотношения между клиентами и финансовыми организациями. Финансовые организации стали внимательнее относиться к клиентам и урегулировать спор еще на этапе претензионного порядка, когда потребитель перед тем, как обратиться к финансовому уполномоченному, сначала должен подать претензию в финансовую организацию. Надеемся, что такая тенденция продолжится», — отметила Никитина.

По её словам, на число обращений повлияла также пандемия. В целом в 2020 году наблюдалось значительное замедление активности граждан.

Кроме того, число обращений снизилось за счет того, что на старте работы финансового уполномоченного в Службу обращались граждане по так называемым «накопившимся» спорам, ведь подать обращение финансовому уполномоченному потребитель вправе по спору, с момента которого прошлого не более трех лет. То есть в 2019-2020 годах в Службу обращались потребители, чьи права были нарушены с 2016 года, то есть тогда, когда отсутствовал институт финансового уполномоченного. Таким образом на старте работы института финансового уполномоченного пришелся вал обращений по спорам прошлых лет, которые в настоящее время сходят на нет, уточняет Никитина.

Распределение тематик обращений в I квартале 2021 года осталось без изменений. По-прежнему лидирующую позицию занимают страховые споры (40 951, или 92,4%), связанные со страховым возмещением по договорам ОСАГО (31 043, или 70%). 

На втором месте по числу страховых споров – обращения по страхованию жизни и страхованию от несчастных случаев и болезней (6 922, или 15,6%), на третьем – каско (1 430 обращений, 3,2%). В отношении страхования имущества поступило 772 обращения (1,7%), страхования финансовых рисков – 304 обращения (0,7%), ДСАГО – 151 (0,3%), страхования выезжающих за рубеж – 103 (0,2%), страхования ответственности юридических лиц – 94 (0,2%), ДМС – 84 (0,2%), страхования профессиональной ответственности туроператоров – 36 (0,1%), добровольного страхования гражданской ответственности – 12 (менее 0,1%).

В отношении кредитных организаций поступило 2 741 обращение (6,2%), микрофинансовых организаций – 321 обращение (0,7%), кредитных потребительских кооперативов – 85 обращений (0,2%), НПФ – 11 обращений (менее 0,1%), ломбардов – 5 обращений (менее 0,1%).

Потребители направили заявления в отношении 102 страховых организаций, 83 кредитных организаций, 79 микрофинансовых организаций, 32 кредитных потребительских кооперативов, 4 ломбардов, 8 негосударственных пенсионных фондов.

Средний размер требований потребителей в I квартале 2021 года составил 201 137 рублей, по страхованию – 206 783 рублей.

Из общего числа поступивших в Службу обращений было принято к рассмотрению 25 282 заявления. В подавляющем большинстве случаев обращения были не приняты в связи с тем, что потребитель до обращения к финансовому уполномоченному не направил претензию в саму финансовую организацию, как того требует закон, пояснила Никитина.

По результатам рассмотрения обращений финансовые уполномоченные вынесли 21 004 решений по существу спора, из которых 8 383 (39,9%) решения принято о полном или частичном удовлетворении требований потребителей, 12 621 (60,1%) решение – об отказе в удовлетворении требований.

Лидирующие позиции по количеству поступивших обращений занимают Приволжский федеральный округ (9 693 обращений, 21,9 %), Южный федеральный округ (8 391 обращений, 18,9 %) и Центральный федеральный округ (8 246 обращений, 18,6 %).

Изменения по сравнению с I кварталом 2020 года произошли в ТОП-10 регионах, от заявителей из которых поступило наиболее количество обращений. Лидерами по-прежнему остались Краснодарский край, Башкортостан и Москва. Улучшили свои позиции, но остались в первой десятке Ростовская и Нижегородская области, а Московская область и Татарстан, наоборот, поднялись на 4 и 5 место. При этом из ТОП-10 регионов по количеству обращений финансовому уполномоченному «ушли» Волгоградская, Воронежская области и Дагестан, а вошли в неё Новосибирская область, Санкт-Петербург и Красноярский край.

 

Iквартал 2020 г

 

Iквартал 2021 г

Краснодарский край

5 274

Краснодарский край

4 775

Башкортостан

3 004

Башкортостан

1 921

Москва

1 867

Москва

1 914

Ростовская область

1 859

Московская область

1 597

Нижегородская область

1 840

Татарстан

1 552

Московская область

1 652

Нижегородская область

1 482

Волгоградская область

1 627

Ростовская область

1 331

Татарстан

1 512

Новосибирская область

1 289

Дагестан

1 385

Санкт-Петербург

1 193

Воронежская область

1 150

Красноярский край

1 182

 

Похожие статьи

«Абсолют Страхование»: как подготовить школьников и студентов к новому…

Начало учебного года – подходящее время для проверки здоровья школьников и студентов. Врачи рекомендуют проходить профилактические обследования и сдавать анализы, чтобы…

Технологии будущего уже сегодня: как ВСК использует Process Mining…

Спикеры Страхового Дома ВСК на форуме ProcessTech Saransk, организованном компанией Инфомаксимум, представили в том числе ключевые кейсы внедрения технологий Process Mining…
Глава ВСС Евгений Уфимцев назвал три ключевых блока, на которых будет строиться будущее страхового рынка

Глава ВСС Евгений Уфимцев назвал три ключевых блока, на…

Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Евгений Уфимцев назвал три ключевых блока, на которых будет строиться будущее страхового рынка на одноименной конференции…