• 6 декабря, 2021

Страховой рынок показывает лучшую динамику за последние 5 лет

Ключевые драйверы

Ключевыми драйверами рынка по-прежнему являются сегменты страхования заемщиков и добровольного некредитного страхования жизни.

Премии по страхованию жизни заемщиков выросли на 51% (+33,5 млрд руб.), премии по страхованию от несчастных случаев через банковский канал увеличились более чем на 44% (+47,8 млрд руб.). Вклад премий по указанным сегментам в общую динамику сборов в сравнении с полугодовыми показателями снизился с 40% до 37%, что говорит о первых признаках постепенного возврата кредитного страхования к более сдержанным темпам роста на фоне начавшегося с сентября снижения объемов выдачи индивидуальных жилищных кредитов (-5,3%).

Добровольное страхование жизни показало прирост премий за 9 месяцев 2021 года на уровне среднерыночных показателей (+19,8%), при этом премии по ИСЖ выросли на 23,7%, а сборы по накопительному страхованию жизни увеличились почти на 15%.

После серии повышений ключевой ставки Банка России, в 3 квартале 2021 года отмечено сокращение количества договоров ИСЖ (-65,5 тысяч), но благодаря увеличению средней премии динамика сборов в этом сегменте осталась положительной, а выплаты с учетом инвестиционного дохода страхователей второй квартал подряд превысили сборы.

Влияние отдельных сегментов на динамику страхового рынка за 9 месяцев 2021 года

Моторное страхование будет находиться под давлением

Добровольное страхование автотранспорта в 2021 году находится под влиянием разнонаправленных тенденций. Рост продаж новых автомобилей в 1 полугодии 2021 года сменился падением продаж в 3 квартале, что стало одним из факторов, повлиявших на сокращение количества заключенных договоров. По итогам января -сентября 2021 года количество договоров автокаско снизилось на 90 тысяч. При этом объем премий вырос на 24,9 млрд руб. (+20,3%) за счет увеличения средней премии, вызванной ростом страховой суммы. Увеличение выплат (+14,3%) пока находится ниже динамики сборов.

Сегмент ОСАГО показал положительную динамику и по объему премий (+5%), и по количеству договоров (+3%). Рост тарифов сдерживается высоким уровнем конкуренции в сегменте: при увеличении выплат на 9% средняя премия по ОСАГО выросла всего на 2%, сохранив показатели предыдущих периодов.

ДМС продолжает поступательное развитие

На протяжении текущего года сохраняется устойчивый спрос на программы добровольного медицинского страхования. Количество заключенных договоров за 9 месяцев увеличилось более чем на 20%, динамика премий составила +11,1%, что является самым высоким показателем прироста за три квартала. При этом динамика премий по индивидуальным страховым медицинским программам продолжает оставаться выше корпоративного ДМС.

Взрывной рост Интернет-продаж в добровольном страховании

Темп прироста премий, полученных через посредников (+21,2%) пока обгоняет среднерыночные показатели (+19,4%), но с каждым кварталом усиливается тенденция роста онлайн продаж по добровольным видам страхования.

Лидером роста интернет-продаж в 2021 году является страхование жизни заемщика (увеличение премии в 6 раз с 3 до 18 млрд руб.), что является следствием развития маркетплейсов и финансовых супермаркетов, на площадках которых потребитель может выбрать необходимый страховой продукт для покрытия кредитных рисков.

Онлайн-продажи страховых продуктов по автокаско (+94%) и ДМС(+80%) также имеют высокие темпы роста.

В общем объеме премий, полученных через интернет-канал, по итогам января-сентября 2021 года, доля ОСАГО снизилась с 85% до 64%.

Прогноз и факторы влияния на дальнейшее развитие рынка

Совокупные индикаторы страхового рынка по итогам 3 кварталов 2021 года находятся в диапазоне прогнозного сценария ВСС на 2021 год, рассчитанного на основе полугодовой статистической отчетности участников рынка (ожидаемый прирост премий 15-20%). Однако начавшееся снижение объемов индивидуального кредитования, а также нестабильность авторынка и перераспределение инвестиционной активности граждан окажут давление на сложившуюся за 9 месяцев динамику рынка.

Развитие страховой отрасли в 2022 году будет зависеть от дальнейшей ситуации с пандемией, развитием регулирования отдельных добровольных видов страхования, динамики ключевой ставки и ситуации на кредитном рынке. Очевидно, что с ростом аудитории цифровых финансовых платформ продолжится миграция продаж в интернет, что должно повысить конкуренцию и сбалансировать размер агентского вознаграждения в низкоубыточных сегментах страхового рынка.

Похожие статьи

Ключ к эффективности

Ключ к эффективности

Страхование занимает особое место в наборе инструментов для управления рисками, связанными с применением ИИ. По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета…
НСИС наращивает компетенции

НСИС наращивает компетенции

Бесперебойная работа АИС страхования будет способствовать удовлетворенности рынка системой, надеется генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин. По…
Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Цифровая трансформация перекраивает страховую отрасль, выводя ее за рамки простой компенсации убытков. На наших глазах происходит фундаментальная переоценка страхового продукта: он…