• 13 ноября, 2013

Прямые продажи: защита потребителей стимулирует развитие отрасли

Кому перейдет функция защиты прав потребителей на федеральном уровне в условиях нерешенной судьбы Роспотребнадзора? Этот вопрос стал самым актуальным в рамках IX Международной конференции «Предприниматель и потребитель – шаги навстречу», организованной Ассоциацией прямых продаж (АПП) и Международной конфедерацией обществ потребителей.

После изменения структуры Правительства РФ в 2004 году функции по защите прав потребителей перешли от Министерства по антимонопольной политике к новой федеральной службе – Роспотребнадзору. Несколько лет потребовалось на формирование эффективной системы надзора в области защиты прав потребителей, причем независимый статус был получен лишь в мае 2012 года. Вопрос о будущем Роспотребнадзора и о сохранении функции защиты прав потребителей на федеральном уровне сегодня вновь открыт.

«Любое ослабление позиций Роспотребнадзора в Правительстве РФ, а именно сокращение функций контроля или лишение ведомства независимости от других министерств, приведет к росту нарушений в области прав потребителей, прежде всего в сфере финансовых услуг, а также безопасности продуктов питания», – заявил Председатель правления Конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин.

Закон «О защите прав потребителей», принятый в 1992 году, доказал на практике свою значимость. Однако потребитель до сих пор сталкивается со сложностями в процессе отстаивания своих прав, поскольку обращение в суд требует определенных усилий и знаний. Именно поэтому основные проблемы кроются не в законодательстве, а находятся на уровне правоприменения.

Важным дополнением государственных институтов является деятельность саморегулируемых организаций, которые добровольно внедряют правила и стандарты, регулирующие взаимоотношения с потребителями. Такие правила иногда существенно строже, чем это установлено законодательством, а контроль со стороны бизнес-объединений может оказаться более действенным.

«К сожалению, несмотря на то, что различными бизнес-ассоциациями принято множество профессиональных кодексов, не все из них применяются на практике. Одним из немногих позитивных примеров может служить Ассоциация прямых продаж, которая имеет многолетний продуктивный опыт саморегулирования и претензионной работы», — считает первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Михаил Емельянов.
«Без доверия потребителей у индустрии прямых продаж нет будущего. Поэтому для нас соблюдение этики ведения бизнеса является одним из ключевых приоритетов», — говорит президент АПП Тамара Шокарева. Саморегулирование на потребительском рынке становится одним из главных факторов развития индустрии прямых продаж: за 9 месяцев 2013 года продажи членов АПП выросли на 21% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 110,6 млрд. руб.

В рамках конференции была приведена статистика обращений граждан в 15 региональных обществ по защите прав потребителей в первом полугодии 2013 года. Из 27 тыс. жалоб всего 2 были адресованы членам АПП. «Такое минимальное количество жалоб в адрес компаний-членов Ассоциации обусловлено наличием Кодекса профессиональной этики и Процедуры рассмотрения жалоб, которые позволяют осуществить оперативное досудебное разбирательство претензии и принять по ней решение, удовлетворяющее все стороны, вовлеченные в конфликт», — подтверждает Диана Сорк, независимый Администратор кодекса АПП, который не связан ни с одной из компаний-членов Ассоциации.

Справка об организации:

Ассоциация прямых продаж – национальная ассоциация ведущих компаний по производству и продаже товаров и услуг непосредственно потребителю. Основана в 1996 году. Является членом Всемирной Федерации Ассоциаций Прямых Продаж (WFDSA; www.wfdsa.org) и Европейской Ассоциации Прямых Продаж (SELDIA, www.seldia.eu). Прямые продажи рассматриваются российским законодательством как один из видов разносной торговли.
Члены АПП – Amway, Avon, Herbalife, Mary Kay, Nikken, Oriflame, Tupperware, CIEL parfum, Coral Club, Faberlic, Florange, Jafra Cosmetics, LR Health & Beauty, MIRRA, Morinda, Nu Skin, Тенториум. Ассоциированные члены АПП: Аккорд Пост, АОН – страховые брокеры, DPD, ТК-Центр, Филует РС, Издательство «Эксмо».

Похожие статьи

Ключ к эффективности

Ключ к эффективности

Страхование занимает особое место в наборе инструментов для управления рисками, связанными с применением ИИ. По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета…
НСИС наращивает компетенции

НСИС наращивает компетенции

Бесперебойная работа АИС страхования будет способствовать удовлетворенности рынка системой, надеется генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин. По…
Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Цифровая трансформация перекраивает страховую отрасль, выводя ее за рамки простой компенсации убытков. На наших глазах происходит фундаментальная переоценка страхового продукта: он…