- 20 октября, 2022
- 176
Как цифровые помощники меняют пациентский путь в медицине
Директор по развитию телемедицинской компании «Доктор Рядом» Александр Андреев — о том, как цифровые помощники улучшают жизнь страховщикам, клиникам и пациентам и без чего медицину будет невозможно представить уже завтра.
Цифровые помощники способны существенно модернизировать пациентский путь. Стать сквозным звеном между страховыми компаниями, традиционными клиниками и клиниками с набором телемедицинских услуг.
Пока что для пациента все они работают в обособленном режиме. При переходе от врача обычной медицины к телемедицине, медицинская история пациента часто игнорируется. Это приводит к нерациональным тратам для страховой компании, которая оплачивает визиты к врачу, потерям времени и возможным осложнениям заболевания для пациента.
Наша аналитика показывает, что примерно в 20% случаев пациент в клиниках направляется не к тому врачу. А это лишние приемы, которые могли быть исключены при правильной маршрутизации пациентов. Потенциал повышения эффективности страховой медицины огромен.
Цифровые помощники
У страховых компаний есть два типа клиентов — имеющих прямой доступ в клиники и те, ведение которых осуществляется на уровне пульта. Для клиник, которые имеют прямой доступ к пациенту, самое главное — это «завлечь» пациента в удобный цифровой инструмент навигации, который исключит для него лишние действия и позволит гораздо быстрее решить свою проблему. Такой цифровой путь позволяет ускорить доступ пациента к услуге и снизить для него риски возникновения проблемы выбора врача или услуги.
При этом рекомендации так же учитывают возможности страховой программы и запрос страховщика.
Если пациент скачал приложение и ему удобно через него общаться с врачом, записываться в клинику, можно создать в приложении дополнительный трек для пациента, который позволит ему ускорить процесс выздоровления, а страховой компании — снизить убыточность.
На рынке также представлены подмодули, которые могут быть интегрированы в приложения страховых компаний. Наш чат-бот может проанализировать состояние пациента, направить его к правильному специалисту (а не просто к врачу общей практики) и в правильный канал. Это означает, что пациенту не придется тратить несколько часов на визит в клинику, если ему прямо сейчас может помочь врач в онлайне. Или другая ситуация, когда пациенту нужно вызывать врача скорой помощи, а не пытаться записаться к терапевту на завтра. По нашей практике пациенты часто совершают обе ошибки.
По итогам осмотра или консультации чат-бот может уточнить состояние пациента и на основе этой информации сформировать его дальнейшие шаги.
Далеко не все пациенты знают, что, например, при неострых случаях можно продолжить мониторинг уже в онлайне. Складывается следующая ситуация. Пациент в выходные сходил в клинику, ему требуется повторный прием после обследования или сдачи анализов. В будни выбраться к врачу ему сложно, визит откладывается на выходные. Хотя на самом деле пациент может сразу поговорить с врачом при необходимости и получить скорректированное назначение. Откладывание визита к врачу — это риски возникновения острого состояния для пациента, а для страховой компании — удлинение жизни и удорожание медицинского случая. В онлайне врачи могут менять лечение и это происходит гораздо быстрее, чем в онлайне.
Для того, чтобы все эти механики работали нужно с пациентом коммуницировать. И это одна из наиболее больших проблем страховых компаний. У многих из них отсутствуют коммуникации в момент прохождения медицинского случая пациентом.
Решить задачу смогут приложения «цифровая клиника», которые сейчас внедряют многие страховые компании, они заточены под повышение качества коммуникации с пациентов.
Мы эту задачу также решили на базе своей цифровой платформы с помощью автоматизированного бота. При необходимости определенные модули мы можем интегрировать в цифровые клиники страховых компаний.
В среднесрочной перспективе, организация коммуникации с пациентом станет важной частью развития страховой медицины, но не единственной.
Телемедицина
Мы были первой медицинской организацией в России, предложившей клиентам сервис для онлайн-консультаций с врачами, и лидером рынка цифровой медицины по числу видеоконсультаций. Оглядываясь назад, можно сказать, что на старте телемедицина была быстрым способом коммуникации с врачом. Для страховой компании убыточность снижалась, для пациента повышалась доступность врача.
К настоящему времени это позиционирование телемедицины сошло на нет. На старте законодательно телемедицина была ограничена, к настоящему многие из этих ограничений не были сняты. Хотя в целом произошло много законодательных послаблений, изменилось отношение к телемедицине со стороны пациентов.
Тем не менее, страховые компании в программы которых включена телемедицина, продолжают использовать ее как некую «плюшку», а не как механизм, позволяющий провести оптимальный трек пациента в момент болезни. И совершенно напрасно. Врач в телемедицине не будет залечивать пациента. Врачи в телемедицине заинтересованы как можно быстрее решить проблему пациента. Более того, у врача для этого имеется соответствующий механизм – система контроля назначений, которая подсказывает врачу какие назначения и при таком диагнозе можно ставить. Ошибиться врачу сложно, все подсказки и контроль за его деятельностью осуществляются онлайн.
Наша цифровая платформа к тому же позволяет внедрить серьезный процесс отбора врачей, автоматическую систему контроля качества, 100% проверку документации по большинству специальностей.
При повышении уровня проникновения телемедицины в страховании, эта услуга в нашей стране имеет большой потенциал и может серьезно улучшить доступность качественных медицинских услуг, особенно в удаленных регионах, а также повысить эффективность здравоохранения в целом.