• 30 мая, 2024
  • 30

Каждый четвёртый россиянин откладывает деньги для своих детей

Как и в прошлом году, жители России считают своей обязанностью бережное отношение к здоровью детей, а ключевым для их гармоничного развития — родительскую любовь и заботу. Но каждый четвёртый (23,2%) также откладывает деньги на образование, покупку жилья и другие цели детей. При этом 23% россиян считают необходимым накопить не менее 1 млн рублей. Такие данные показало исследование СберСтрахования жизни к Международному дню защиты детей.

Отвечая на вопрос, что необходимо дать ребёнку, 85,1% респондентов выбрали здоровье, 79,4% — любовь и заботу. Далее идут достойное воспитание (69,3%), хорошее образование (68,9%) и собственное жильё (63,7%). Каждый пятый родитель желает своему ребёнку хорошей работы, а каждый шестой — финансовой грамотности. Ещё 9,4% респондентов уверены, что родитель обязан обеспечить ребёнка стартовым капиталом.

Если в 2023 году на будущее своих детей считали нужным откладывать 19,7% россиян, то в этом году их уже 23,2%. Чаще остальных это мнение разделяют люди в возрасте 41–50 лет (39%) и 31–40 лет (34%). Среди тех, кто формирует накопления на будущее детей, традиционно больше женщин — 28% против 19%. Больше всего сторонников накопления средств оказалось в Махачкале (47%), Новокузнецке (29%), Астрахани (28%) и Хабаровске (27%). Меньше всего — в Москве (16%), Санкт-Петербурге (18%), Новосибирске и Барнауле (по 19%).

В среднем россияне ежемесячно откладывают на детей 6,3 тыс. рублей. Больше всех откладывают родители 31–40 и 41–50 лет — по 8 тыс. рублей. Мужчины оказались щедрее женщин — 7 и 5 тыс. рублей соответственно. Самые крупные суммы на будущее сыновей и дочерей выделяют жители Москвы (12 тыс.), Санкт-Петербурга (10 тыс.), Махачкалы, Ростова-на-Дону, Саратова, Севастополя и Ярославля (по 9 тыс.).

Что касается цели накоплений, то здесь, в отличие от прошлого года, лидирует оплата образования (высшего и среднего) — такой вариант выбрали 65,2% опрошенных. 49,6% высказались за необходимость откладывать деньги на покупку недвижимости (лидер прошлогоднего исследования — 69,9%). Треть участников опроса (33,9%) сберегают на укрепление здоровья детей. Каждый шестой (17%) — на открытие ребёнком собственного дела. Ещё 9,1% считают, что деньги нужны ребёнку, чтобы чувствовать себя свободно, а 6,9% формируют капитал для переезда в другой город.

Игорь Кобзарь, вице-президент Сбербанка, генеральный директор СберСтрахования жизни:

«В среднем россияне хотят накопить на будущее детей 8 млн рублей. Интересно, что у женщин в этом году финансовые цели выше — 9 и 7 млн рублей соответственно. Эффективно формировать сбережения помогают программы накопительного страхования жизни (НСЖ), тем более что сейчас копить на будущее ребёнка можно с момента его рождения. По нашей статистике, 6 из 10 полисов НСЖ оформляют женщины 40–60 лет. Средний срок накоплений — 10 лет, самые популярные цели — оплата образования и покупка недвижимости. НСЖ позволяет создать капитал к определённому сроку, имея постоянную страховую защиту. При наступлении страхового случая ребёнок всё равно получит деньги — их выплатит страховая компания».

Самую крупную сумму планируют накопить для детей жители Санкт-Петербурга (16 млн), Москвы (14 млн), Екатеринбурга (11 млн), Севастополя и Челябинска (по 10 млн). Скромнее всего в своих стремлениях жители Астрахани (4 млн), Махачкалы, Новокузнецка и Оренбурга (по 5 млн).

Как и год назад, почти все участники опроса (91,2%) считают необходимым давать детям карманные деньги. В основном они предназначены для питания в школе и вне её (57,1%), оплаты проезда (48,3%), повышения финансовой грамотности (18,3%), компьютерных игр и развлечений (11,7%), обучения накоплению (10,3%) и оплаты телефона (8,1%).

Интересно, что в 2022 году большинство респондентов называли оптимальным возрастом для первых карманных денег 9 лет, в 2023-м — 10 лет, а в 2024-м — 13–14 лет. При этом сумма карманных денег в 2024 году намного превысила показатели прошлого года — 576 против 454 рублей.

Обучать ребёнка основам финансовой грамотности, по мнению россиян, пора уже с 7 лет. Жители Астрахани, Волгограда, Красноярска, Омска, Оренбурга, Томска и Ярославля начинают знакомить детей с денежной азбукой раньше других — уже в 6 лет. 53,8% родителей уверены, что основную роль в повышении финансовой грамотности детей играет школа. Ещё 25,2% полагают, что это задача семьи. Каждый десятый (10,3%) хотел бы, чтобы знакомить с финансами начинали ещё в детском саду. Ещё 10,7% считают, что это задача вуза.

Исследование проводилось в 37 городах с населением свыше 500 тыс. человек по репрезентативной выборке.

Самые популярные желания россиян для детей (%)
Здоровье 85,1
Любовь и забота 79,4
Достойное воспитание 69,3
Хорошее образование 68,9
Жильё, недвижимость 63,7
Хорошая работа 21,4
Финансовая грамотность 16,6
Стартовый капитал 9,4

 

Доля тех, кто откладывает на образование детей, их будущее, обеспечение стартовым капиталом и т. п. (%)
Астрахань 28
Барнаул 19
Владивосток 23
Волгоград 22
Воронеж 24
Екатеринбург 20
Ижевск 21
Иркутск 22
Казань 22
Кемерово 24
Киров 22
Краснодар 22
Красноярск 21
Махачкала 47
Москва 16
Набережные Челны 25
Нижний Новгород 19
Новокузнецк 29
Новосибирск 19
Омск 25
Оренбург 25
Пенза 22
Пермь 23
Ростов-на-Дону 20
Рязань 25
Самара 21
Санкт-Петербург 18
Саратов 23
Севастополь 21
Тольятти 23
Томск 25
Тюмень 23
Ульяновск 25
Уфа 20
Хабаровск 27
Челябинск 23
Ярославль 24

Средняя сумма, которую россияне откладывают на будущее детей (тыс. рублей)
Астрахань 6
Барнаул 5
Владивосток 4
Волгоград 6
Воронеж 6
Екатеринбург 7
Ижевск 5
Иркутск 4
Казань 5
Кемерово 5
Киров 4
Краснодар 8
Красноярск 5
Махачкала 9
Москва 12
Набережные Челны 4
Нижний Новгород 7
Новокузнецк 4
Новосибирск 6
Омск 5
Оренбург 6
Пенза 6
Пермь 7
Ростов-на-Дону 9
Рязань 8
Самара 7
Санкт-Петербург 10
Саратов 9
Севастополь 9
Тольятти 7
Томск 4
Тюмень 4
Ульяновск 4
Уфа 5
Хабаровск 5
Челябинск 7
Ярославль 9

Похожие статьи

ПОДСТРАИВАТЬСЯ ПОД ИНТЕРЕСЫ КЛИЕНТА

ПОДСТРАИВАТЬСЯ ПОД ИНТЕРЕСЫ КЛИЕНТА

Компания «СберСтрахование жизни» готова предоставить человеку все, что ему необходимо. В этом проявляется приверженность компании интересам человека, убеждена управляющий директор дивизиона…
Исследование Домклик: в октябре доля льготных программ снизилась на 11 п.п. до 37%

Исследование Домклик: в октябре доля льготных программ снизилась на…

Аналитический центр Домклик в своем регулярном исследовании рассказывает о ключевых изменениях на российском рынке недвижимости.

Найди своего доктора: россияне рассказали о сложностях при поиске…

Сарафанное радио — самый популярный способ поиска врачей среди россиян. Но даже рекомендации не всегда позволяют найти врача в короткий срок.