- 23 июля, 2025
- 40
Каждый пятый россиянин хотя бы раз обратился к юристу за первые шесть месяцев 2025 года

Каждый пятый россиянин хотя бы раз обращался за юридической помощью в январе — июне 2025 года, причём 10% — как минимум дважды. Это данные исследования юридического сервиса СберПраво и медиахолдинга Rambler&Co. Опрос прошли 47,2 тыс. человек (56% мужчин и 44% женщин) 18–55 лет.
Самые распространённые темы обращений — недвижимость и другое имущество (27%), возврат долгов (15%), защита прав потребителей (11%), семейные разбирательства (9%), автомобильные споры (6%), банкротство (6%), налоговое законодательство (4%) и трудовые вопросы (3%).
Выбирая юриста, респонденты чаще всего ориентировались на его опыт (53%) и рекомендации друзей и коллег (26%). Стоимость услуг как важный фактор отметили лишь 16% респондентов, отзывы в интернете — 5%.
Как показало исследование, 60% россиян находят юристов по рекомендациям друзей и близких. 19% ищут таких специалистов в сети, 8% — в специализированных сервисах, 6% — в соцсетях и мессенджерах. 4% респондентов следят за онлайн-рекламой, 3% — за объявлениями в офлайне.
Юридические консультации от искусственного интеллекта настораживают 37% опрошенных. Но если работу нейросети контролирует профессиональный юрист, 25% россиян готовы воспользоваться гибридной услугой. Ещё 24% ответили, что это зависит от предмета консультации, а 14% позитивно воспринимают новые технологии.
Кирилл Заневский, начальник управления «Проектный офис» Правового департамента Сбербанка:
«Право на качественную юридическую помощь должно быть доступно каждому – быстро, удобно и без лишних барьеров. В СберПраво мы активно внедряем современные технологии, включая ИИ-агентов, которые помогают нашим юристам работать эффективнее, точнее отвечая на запросы клиентов. Это не просто инновации – это новый стандарт юридического сервиса, где технологии служат людям».