• 10 апреля, 2024

Комментарий Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов о создании единого реестра грузоперевозчиков

В Госдуму внесен законопроект о создании в России «единого реестра перевозчиков грузов». Документ может вступить в силу 1 марта 2025 года. Согласно законопроекту, право осуществления коммерческих грузоперевозок предоставляется юрлицу, ИП или самозанятому со дня регистрации в реестре и утрачивается после исключения из него.

Все сведения из реестра будут общедоступны и опубликованы на официальном сайте ЕЦП «ГосЛог» (Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа).

Создание реестра поможет повысить безопасность в сегменте грузоперевозок. Кроме того, по оценкам авторов законопроекта, запуск платформы позволит легализовать рынок, на котором в настоящее время более 60% перевозок грузов осуществляется фактически по «серым» схемам физическими лицами.

На сегодняшний день ряд факторов тормозят развитие рынка грузоперевозок и мешают повысить прозрачность отрасли:

Рынок автомобильных грузоперевозок фрагментирован: доля небольших компаний с автопарком менее 50 ТС в отрасли превышает 80%, согласно данным Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов («АвтоГрузЭкс»). К сожалению, остается немало игроков, которые демпингуют за счет оптимизации налогов и сборов. Добросовестные перевозчики находятся с ними в неравных конкурентных условиях, в том числе по уровню тарифов.

Кроме того, развитие рынка тормозит падение рентабельности бизнеса.  По итогам 2023 года себестоимость автомобильных грузоперевозок увеличилась на 30% из-за роста расходов на топливо, закупку и обслуживание грузовиков, а также оплату труда персонала и продолжает расти. Компании вынуждены ограничивать инвестиции в автопарк и развитие новых сервисов.

Для развития рынка необходимо повысить безопасность грузоперевозок и прозрачность отрасли. Создание единого реестра перевозчиков грузов, возобновление лицензирования в отрасли и другие меры могут помочь решить эти вопросы, но необходимо избежать дополнительной административной и финансовой нагрузки на компании. Важно интегрировать электронную систему с другими сервисами министерств и ведомств, а также запустить работу в режиме «одного окна».

При этом необходимо учитывать, что из-за резкого падения рентабельности бизнеса с рынка может уйти большая часть игроков. Чтобы избежать нехватки транспортных средств для доставки грузов по всей стране, на этапе переходного периода важно запустить меры поддержки, которые помогут снизить финансовую нагрузку на перевозчиков.

Похожие статьи

Владелец нефтеналивных судов застраховал ответственность в СберСтраховании

Акционерное общество «Хатангский морской торговый порт» застраховало свою ответственность как владельца пяти нефтеналивных судов.

Автомобилисты поддерживают реформу доплаты за износ

«Комсомольская правда» и Российский Союз Автостраховщиков (РСА) подвели итоги совместного социологического опроса, посвященного отношению автомобилистов к планируемым изменениям в системе натурального…

Ответ положительный – претензии по страховым случаям удовлетворяются чаще

По итогам второго квартала 2025 года количество удовлетворенных претензий по застрахованным грузам выросло на 17%, а по итогам первого — на…