• 10 апреля, 2024
  • 107

Комментарий Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов о создании единого реестра грузоперевозчиков

В Госдуму внесен законопроект о создании в России «единого реестра перевозчиков грузов». Документ может вступить в силу 1 марта 2025 года. Согласно законопроекту, право осуществления коммерческих грузоперевозок предоставляется юрлицу, ИП или самозанятому со дня регистрации в реестре и утрачивается после исключения из него.

Все сведения из реестра будут общедоступны и опубликованы на официальном сайте ЕЦП «ГосЛог» (Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа).

Создание реестра поможет повысить безопасность в сегменте грузоперевозок. Кроме того, по оценкам авторов законопроекта, запуск платформы позволит легализовать рынок, на котором в настоящее время более 60% перевозок грузов осуществляется фактически по «серым» схемам физическими лицами.

На сегодняшний день ряд факторов тормозят развитие рынка грузоперевозок и мешают повысить прозрачность отрасли:

Рынок автомобильных грузоперевозок фрагментирован: доля небольших компаний с автопарком менее 50 ТС в отрасли превышает 80%, согласно данным Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов («АвтоГрузЭкс»). К сожалению, остается немало игроков, которые демпингуют за счет оптимизации налогов и сборов. Добросовестные перевозчики находятся с ними в неравных конкурентных условиях, в том числе по уровню тарифов.

Кроме того, развитие рынка тормозит падение рентабельности бизнеса.  По итогам 2023 года себестоимость автомобильных грузоперевозок увеличилась на 30% из-за роста расходов на топливо, закупку и обслуживание грузовиков, а также оплату труда персонала и продолжает расти. Компании вынуждены ограничивать инвестиции в автопарк и развитие новых сервисов.

Для развития рынка необходимо повысить безопасность грузоперевозок и прозрачность отрасли. Создание единого реестра перевозчиков грузов, возобновление лицензирования в отрасли и другие меры могут помочь решить эти вопросы, но необходимо избежать дополнительной административной и финансовой нагрузки на компании. Важно интегрировать электронную систему с другими сервисами министерств и ведомств, а также запустить работу в режиме «одного окна».

При этом необходимо учитывать, что из-за резкого падения рентабельности бизнеса с рынка может уйти большая часть игроков. Чтобы избежать нехватки транспортных средств для доставки грузов по всей стране, на этапе переходного периода важно запустить меры поддержки, которые помогут снизить финансовую нагрузку на перевозчиков.

Похожие статьи

Альфа-Лизинг: спрос на грузовую технику во втором и третьем квартале 2025 года будет расти

Альфа-Лизинг: спрос на грузовую технику во втором и третьем…

Объем грузоперевозок всеми видами транспорта по итогам 2024 года увеличился на 5,5%. При этом именно автоперевозки стали драйвером рынка: количество транспортируемых…

15-16 апреля 2025 года в Москве состоялась 29-я Ежегодная…

Программа Конференции включала Пленарную сессию и Тематические секции «Страхование грузов» и «Урегулирование крупных убытков».

Законодательное регулирование обеспечит справедливость на маркетплейсах – эксперты

Законодательное регулирование должно обеспечить справедливые возможности всем участникам маркетплейсов, поскольку саморегулирования для этого недостаточно, к такому выводу пришли участники круглого стола…