• 6 сентября, 2023
  • 68

КОМПЕТЕНЦИИ ОТ A ДО Z

Тарасова Анна

HR-директор Группы «Зетта Страхование»

КОМПЕТЕНЦИИ ОТ A ДО Z

В мае 2023 года Группа Allianz закрыла сделку по продаже 50,1 % своего российского подразделения компании «Интерхолдинг», владеющей ООО «Зетта Страхование». В рамках Группы «Зетта Страхование» объединились компании ООО «Зетта Страхование», АО СК «Альянс» и ООО СК «Альянс Жизнь». Мы попросили HR-директора страховой группы Анну Тарасову рассказать, как происходит процесс интеграции команд.

ССТ: Какие качества своих коллег Вы цените больше всего?

Анна Тарасова: В первую очередь, это проактивность и готовность принимать ответственность, мыслить смело и вне рамок. «Зетта Страхование» стабильно развивается на сложном рынке именно благодаря нестандартным подходам и умению видеть возможности.

Именно так мы осваивали достаточно сложные регионы, которые сейчас занимают существенную долю рынка. По этой же причине к нам в компанию попадают, а главное остаются, специалисты, которые не боятся выйти за пределы обязанностей, обозначенных в должностной инструкции, и могут смотреть на вещи шире своего функционала. Мы считаем, что это дает очень хороший эффект для бизнеса, такой сотрудник активно профессионально растет и получает новые возможности для развития.

Такие таланты мы целенаправленно ищем и развиваем. Создаем комфортную среду для профессионального роста людей, которые умеют эффективно применять знания, и ставим рабочие задачи, которые мотивируют их осваивать новые навыки и не останавливаться на достигнутом. На всех уровнях управления в компании работает система талант-менеджмента.

ССТ: Развитие таланта касается руководителей или для рядовых сотрудников оно тоже возможно?

А.Т.: Желание развиваться мы ценим на любой позиции и готовы предоставить человеку такую возможность. Создаем условия, которые позволяют активным людям проявить себя.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРОВЕДЕНИЯ СЛИЯНИЙ, ЦЕЛЬ КОТОРЫХ — СИНЕРГИЯ И РАЗВИТИЕ

ССТ: Вы стараетесь отобрать наиболее активных людей еще на этапе набора персонала или же пытаетесь развить творческую активность именно внутри компании, проводя какие-то мероприятия?

А.Т.: И так, и так. Например, при наборе персонала на определенные позиции мы применяем оценочные тесты. Но основное формирование активного творческого сотрудника происходит благодаря корпоративной культуре. Среда в компании, наши подходы к адаптации таковы, что каждый член команды понимает, что если у него есть важное замечание, которое принесет бизнесу пользу, его обязательно внимательно выслушают. У нас хорошо развита культура открытого диалога, приветствуется собственное мнение, даже если оно идет вразрез c генеральной линией бизнеса.

Конечно, оно должно быть аргументированным и сопровождаться предложениями по улучшению.

ССТ: Как сохранить лучший опыт и минимизировать негативные проявления при слиянии двух компаний со своей корпоративной культурой, со своими правилами и приоритетами?

А.Т.: Основа успеха — это понимание командами цели слияния и будущей стратегии группы компаний на рынке. Цель нашего партнерского объединения — синергия.

Мы с самого начала настроены на то, чтобы найти точки соприкосновения корпоративных культур. Стремимся избежать конфронтации, объединиться бесшовно и гармонично. Ведем себя деликатно, тактично, чтобы сохранить профессионалов и получить бустерный эффект для бизнеса.

В периметре группы соединяется комплементарный бизнес — «Зетта» исторически фокусируется на розничном сегменте nonlife, а «Альянс» на корпоративном страховании и страховании жизни. Нам важно такой же результат получить от интеграции коллективов, взаимно обогатить компетенциями объединенную команду. Такой своего рода «шеринг» — залог синергии, поэтому мы транслируем командам идею эффективного сотрудничества, а не конкуренции.

Сегодня мы проходим важный этап постановки иерархии целей группы и каскадирования их вниз. При условии информационной открытости и правильных коммуникаций со стороны руководителя риски непонимания и конфликтов минимальны. Ведь конфликты, прежде всего, возникают из-за отсутствия достоверной информации или из-за агрессивного сталкивания лбами команд.

ССТ: Вы проводите какие-то специальные мероприятия для гармоничного объединения компаний?

А.Т.: У нас есть большой интеграционный план на год. Еще раз подчеркну, что самое важное — это то, каким образом лидеры взаимодействуют с сотрудниками, какие ценности и настрой они транслируют. Моя цель как HR-лидера группы — сформировать культуру взаимного уважения, в том числе и на уровне управленцев, которые демонстрируют в работе со своими командами ценность всех участников объединенного коллектива.

ССТ: При слиянии коллективов можно встретить ценных сотрудников, которые обижены из-за несбывшихся ожиданий, невыполненных обещаний и др. Как работать с такой категорией персонала?

А.Т.: Существуют разные причины обид, и с каждой из них нужно работать по-разному. В первую очередь стоит перенести диалог в конструктивное рабочее русло, а дальше разбираться с причинами.

Если это амбиции, которым сотрудник пока не соответствует на профессиональном уровне, то мы подготовим индивидуальный план развития, включающий необходимые курсы. Более сложный кейс — когда человеку еще до изменения ситуации что-то пообещали. В таких случаях приходится передоговариваться, находя совпадения в его личных интересах и потребностях бизнеса. Мы хорошо понимаем, что у каждого сотрудника свой профессиональный бэкграунд, исходя из которого он строит карьерные планы. Поэтому в любой такой ситуации важен диалог и заинтересованность, иначе риск потерять ценного члена команды сохраняется.

Основа успеха — это понимание командами цели слияния и будущей стратегии группы компаний на рынке. Цель нашего партнерского объединения — синергия. Мы с самого начала настроены на то, чтобы найти точки соприкосновения корпоративных культур. Стремимся избежать конфронтации, объединиться бесшовно и гармонично. Ведем себя деликатно, тактично, чтобы сохранить профессионалов и получить бустерный эффект для бизнеса.

ССТ: Насколько лично для Вас проект слияния компаний был сложным?

А.Т.: К счастью, это не первый мой опыт. Я люблю проекты слияния, это всегда очень интересно. А если говорить о  текущем кейсе, важно отметить, что объединение еще не закончилось. Это длительный процесс, и мы находимся в самом начале пути.

Подписание документов еще не означает, что все участники проекта приняли эту ситуацию. Мы работаем с людьми, и создание эффективного коллектива требует времени. Безусловно, мы в «Зетта Страховании» тщательно готовились к объединению, тем более что для каждого члена обеих команд группа открывает новые возможности.

Вообще это уникальная для российского страхового рынка по своему масштабу сделка за последнее время.

ССТ: Какие бывают типичные ошибки при слиянии команд, и как их можно избежать?

А.Т.: Если цель синергия и развитие, то одна из больших ошибок — это выбор формы агрессивного поглощения, когда в коллективе транслируется иерархия сотрудников исходя из позиций «покупатель — актив». Обычно при таких установках полностью зачищается поле поглощаемой компании, и туда приходят новые люди.

Вторая ошибка — отсутствие стратегии и прозрачных коммуникаций. В этом случае команды не понимают конечной цели работы и своего профессионального будущего в периметре новой компании.

Такая ситуация имеет очень неприятные долгосрочные последствия. Во-первых, можно просто потерять профессиональных сотрудников, но, что страшнее, — можно потерять мотивацию коллектива.

Люди в потерянном состоянии будут ощущать бессмысленность движения куда-либо. А если они не понимают, куда идти, то проще вообще никуда не идти.

И вот здесь наступает профессиональное выгорание.

Еще один момент. Важно, чтобы ожидания от слияния были соразмерны с процессами, и это тоже вопрос корректной коммуникации. Слияние — это длящийся процесс, его важно трезво оценивать и не ждать моментальных результатов.

ССТ: Должно ли проводиться тестирование коллектива для оценки, в каком состоянии он находится, насколько воспринимает идеи компании, насколько для него понятна корпоративная культура?

А.Т.: Это зависит от того, какую задачу мы решаем. Например, оценка лояльности персонала прекрасно реализуется через экспресс-опросы. Эти короткие опросы на три минуты позволяют выявлять подразделения, требующие больше внимания.

Дальше с такими группами стоит поработать отдельно — проанализировать причины низких показателей по конкретным метрикам и организовать мероприятия по исправлению ситуации, например, дополнительное обучение, командообразующее мероприятие и т. д. Но при всем уважении к опросам, которые я очень люблю, в ситуации слияния гораздо большую роль играют личные диалоги.

В 2014 году инвестиционная компания «Олма» приобрела российское розничное подразделение швейцарской компании «Цюрих» и после переименования в «Зетта Страхование» в первый же год вывела ее из убытка в прибыль. Конечно, такой результат был бы невозможен без успешной интеграции команды.

ССТ: Полезен ли внешний консультант при слиянии коллективов?

А.Т.: В России работает очень много достойных компаний, специализирующихся на внешнем консалтинге. Их экспертиза и опыт, безусловно, важны и ценны, особенно в тех случаях, когда компания раньше не проходила похожую процедуру. Но у нас это уже не первый кейс.

В 2014 году инвестиционная компания «Олма» приобрела российское розничное подразделение швейцарской компании «Цюрих» и после переименования в «Зетта Страхование» в первый же год вывела ее из убытка в прибыль.

Конечно, такой результат был бы невозможен без успешной интеграции команды.

Больше того, до сих пор у нас работают многие сотрудники «Цюриха», и это тоже показатель эффективно проведенного объединения.

Поэтому наш топ-менеджмент уже имеет достаточный опыт, чтобы самостоятельно проводить работу с персоналом и выстраивать стратегию управления командой изнутри. А кроме того, в «Зетта Страховании» HR-блок — это полноценный партнер бизнеса, и его деятельность напрямую связана со стратегией компании. Мы понимаем, что отлично сами справимся с этим кейсом. Наши сотрудники на вес золота на рынке труда, и это новая возможность для их развития вместе с компанией.

Похожие статьи

КАК ПОДРАСТИТЬ INSURTECH

КАК ПОДРАСТИТЬ INSURTECH

Лишь 9 % финтех-решений нацелено сейчас на страховой рынок. Почему это происходит, рассказал в своем интервью управляющий директор Центра экспертизы и…
УСТОЙЧИВЫЙ ТРЕНД: ИННОВАЦИИ И ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

УСТОЙЧИВЫЙ ТРЕНД: ИННОВАЦИИ И ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Какой должна быть стратегия современной страховой компании, чтобы успешно внедрять инновации вслед за потребительскими трендами, но при этом не терять твердую…
ЗАПРОС НА ОТВЕТСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ

ЗАПРОС НА ОТВЕТСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ

О приоритетах и планах рабочей группы ВСС по учету и внедрению принципов устойчивого развития в страховом секторе нам рассказал ее председатель,…