• 24 декабря, 2025

«Лиха беда начало». Эксперты страхового рынка о нюансах реформы ОСАГО

ОСАГО: общественная экспертиза

Информационный проект

«Старый конь борозды не испортит, но и глубоко не вспашет», – говорится в народной пословице. В современных реалиях восстановительного ремонта по ОСАГО так и просится на язык: «Однако износ увеличит, а если скотина заморская – вообще жди беды».

По мнению экспертов страхового рынка, выход из сложившейся ситуации лишь один – провести реформу натурального возмещения в ОСАГО. Согласно последним данным «Автостата», средний возраст автомобилей в России превышает 17 лет. Допустим, страховщик возмещает ущерб по ОСАГО путем выплаты, и владелец такого возрастного автомобиля сам организует ремонт на выбранной им СТО. Если «железному коню» требуется замена запасных частей, то износ в этой системе составит максимальные 50% от стоимости новой детали. Очевидно, полученного возмещения не хватит для покрытия ремонта, и виновен тут не страховщик, а норма закона.

«Ввиду разных причин, включая невозможность выполнить ремонт по ОСАГО в законодательно установленные сроки, сегодня доля натурального возмещения составляет около 5%, хотя в лучшие годы равнялась почти 20%. Если по итогам реформы натурального возмещения страховые компании будут доплачивать сумму в размере износа в случае организации автовладельцем ремонта самостоятельно, конечно, для автовладельцев ситуация качественно улучшится, поскольку суммы выплат значительно увеличатся, – отметила начальник управления методологии урегулирования убытков Российского Союза Автостраховщиков (РСА) Екатерина Гринёва. – Однако полная отмена износа логичным образом должна способствовать росту средних премий. Есть мнение, что потребители сегмента «автогражданки» давно готовы к этому. Но мы помним, что автопарк в нашей большой стране очень разный, как и мнения его владельцев, поэтому мы выступаем за осторожный и поэтапный подход к этому вопросу».

Руководитель рабочей группы Народного фронта «Защита прав автомобилистов» Пётр Шкуматов считает удивительным, что натуральное возмещение в ОСАГО на сегодняшний день занимает 5%, а не, допустим, 1-2%, в силу обстоятельств, включая предусмотренные законом 30 дней на ремонт. По мнению эксперта, в эти сроки можно уложиться разве что с ремонтом новых отечественных машин. Раньше страховщики с удовольствием отправляли автомобили на ремонт – это было проще для всех, но в текущих условиях его зачастую просто невозможно выполнить. Любой же автовладелец, попавший в ДТП, хочет быстро и без лишних хлопот отремонтировать машину за счёт страховщика или чтобы выплаченная компенсация в конечном итоге покрыла самостоятельный ремонт.

«Поэтому сегодня 90-95% автовладельцев выступают за реформирование ОСАГО. Речь прежде всего об отмене износа – его давно не воспринимают как справедливую историю. Ещё можно дополнительно увеличить лимиты возмещения ущерба – замена бампера и капота с фарами может обойтись в 800 000 рублей на китайском внедорожнике. Большинство людей, и я в том числе, действительно готовы платить за полис больше, если увеличится покрытие, – подчеркнул Пётр Шкуматов. – Важный момент – свобода выбора запчастей: автовладелец, в зависимости от ситуации, должен лично решать, какие именно будут ставить на его машину – новые, оригинальные или альтернативные. Кто-то готов ждать полгода деталь из-за границы, а другой согласен поставить б/у или с разборки, где страховщик железку приобрести самостоятельно априори не может согласно закону».

Учитывая всё сказанное, Пётр Шкуматов считает наиболее логичным не придумывать «телеге пятое колесо», а в ходе реформы привести ОСАГО к модели самостоятельного ремонта автомобиля его владельцем на выбранной им СТО.

В свою очередь профессор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Цыганов рассказал, что получить денежную выплату вместо организации ремонта сегодня предпочитают 24% автовладельцев, а для остальных скорость ремонта зачастую важнее качества. Таковы данные опроса, проведённого специалистами Финуниверситета.

«Для 74% автовладельцев, предпочитающих натуральное возмещение, главное – скорость ремонта, поскольку для большинства людей машина – ежедневное средство передвижения или способ заработка. Лишь 21% респондентов готовы ждать оригинальные запчасти, целых 40% опрошенных согласны поставить аналоги и только 15% рассматривают восстановление б/у деталями, – пояснил Александр Цыганов. – Из этих цифр очевидно, что автовладельцы положительно воспримут грядущую реформу ОСАГО, особенно если страховщики начнут полностью оплачивать ремонт без учёта износа. Однако крайне важно учесть в законе защитные сдерживающие механизмы в отношении недобросовестных граждан, которые, получив компенсацию, будут забывать восстановить автомобиль».

Похожие статьи

РСА: длительный период снижения средней цены ОСАГО завершился, в 2026 году будет отмечен рост в результате подорожания запчастей

РСА: длительный период снижения средней цены ОСАГО завершился, в…

Пик нижней цены ОСАГО пройдён, и в 2026 году планируется рост средней стоимости полиса "автогражданки" на 5-8%, заявил президент Российского союза…
Большинство автовладельцев РФ считают правильным переход к индивидуальным тарифам ОСАГО – РОМИР

Большинство автовладельцев РФ считают правильным переход к индивидуальным тарифам…

Большинство российских водителей считают переход к индивидуальным тарифам по ОСАГО правильной реформой – 74% в той или иной степени ее поддерживают.

Новые ГОСТы по внутреннему контролю

До недавнего времени российские компании, особенно вне финансового сектора и не являющиеся публичными, были лишены единого методологического фундамента для построения таких…