- 7 сентября, 2017
- 170
Темы конференции Risks&Claims-2017: взгляд государственного перестраховщика на работу лосс-аджастеров в РФ
[kode_images=103]Присутствие лосс-аджастеров и сюрвейеров – это один из признаков зрелости страхового рынка, который указывает на наличие сложных, нелинейных рисков с одной стороны, и на адекватную оценку таких рисков самими страховщиками – с другой. Поэтому технологию урегулирования сложных, технических, масштабных убытков с привлечением лосс-аджастеров можно только приветствовать. Специализация аджастера по типу покрытия обеспечивает профессиональное, оперативное рассмотрение всех обстоятельств произошедшего события, а независимость суждения о причинах или размерах ущерба позволяет фиксировать общую согласованную позицию страхователя и страховщика.
Однако время от времени проявляются элементы недобросовестного отношения. В частности, это касается вопроса диалога со страхователем, согласования с ним выводов по результатам расследования случая. Позиция «телеграфного столба», в которой аджастер ограничивает свою функцию расследования простой пересылкой сведений между страхователем и страховщиком, подрывает доверие сторон к деятельности эксперта, в конечном счете отбрасывая тень на всю страховую отрасль.
Что касается привлечения аджастеров по случаям, заявленным по договорам перестрахования, то наибольшая эффективность от работы аджастера проявляется при его подключении на начальном этапе рассмотрения заявленного события. То есть, когда сам страховщик по факту получения уведомления от страхователя, сразу и безотлагательно инициирует подключение эксперта к рассмотрению убытка. Наилучший вариант – когда в условиях прямого договора страхования указан перечень аджастеров, которые согласованы сторонами к привлечению в случае наступления убытка. На этапе размещения риска в перестрахование, перестраховщик может дать свои рекомендации по перечню аджастеров. В этом случае не имеет существенного значения, на каких условиях происходит урегулирование убытка перестраховщиком – по принципу «следование судьбе» или «контроль над убытком». Аджстер определен «на берегу», для всех сторон алгоритмы урегулирования понятны.
Сложнее – в ситуации, когда необходимость в аджастере осознается спонтанно на этапе развития убытка – при том, что фактор времени имеет решающее значение для объективного, эффективного и оперативного рассмотрения события. В таком случае время уходит на поиск эксперта, его согласование со страхователем, с перестраховщиком (если действует условие «контроль над убытком»), мобилизацию эксперта и постановку задачи перед ним… В таких ситуациях мы рекомендуем перестрахователю обратиться к аджастеру, специализирующемуся на виде страхования, или виде деятельности/отрасли страхователя. И критериев выбора будет два – опыт аджастера и его возможность приступить к работе сразу.