- 14 марта, 2018
- 166
ДМС – инструмент управления здоровьем коллектива и важнейший инструмент социальной политики
В настоящее время ДМС охвачено более 210 тысяч работников нашей корпорации. Оплачивается ДМС исключительно работодателем. Стандартные программы страхования включают поликлиническую медицинскую помощь, специализированную стоматологию, скорую и стационарную медицинскую помощь, некоторые виды высокотехнологической помощи, специализированные услуги в медицинских кабинетах, которые расположены на промышленных площадках и реабилитацию после тяжело перенесенного заболевания. Организации Росатома расположены по всей России. Территории разные. Поэтому программа каждой организации в первую очередь настраивается с учетом инфраструктуры территориального здравоохранения, доступности специализированной медицинской помощи в городе, финансовыми возможностями организации, а также особенностями её производственной деятельности.
В наших условиях ДМС несколько программ страхования. Важно отметить, что по спектру медицинских услуг они практически не отличаются. Есть отличия в медицинских учреждениях и условиях получения медицинской услуги.
Сначала мы на уровне Госкорпорации проводим предварительный отбор страховых компаний, выбираем лучших, и далее организация выбирает конкретно ту, которая предложит ей лучшие условия. В рамках предварительного отбора страховщиков для отрасли закладываются критерии оценки потенциальных поставщиков услуг страхования, базовые программы ДМС и их единичные стоимости, конкретные формулировки договоров страхования и показатели эффективности исполнения договоров, которые будут действовать в 2019-2020, в том числе в условиях иностранных юрисдикций.
Я могу точно сказать, что наши условия по страхованию ниже по стоимости на 25% существующих на рынке. Естественно, на предварительном отборе для определения финансовых условий используется «эффект масштаба»: одно дело застраховать 10 человек, а другое, когда речь идет о том, чтобы застраховать более 200 тысяч человек – это, конечно, совсем другие условия.
За последние пару лет регулирование цены в других отраслях происходило за счет сокращения покрытия, в том числе исключения стоматологии, добавления франшиз, снижения количества застрахованных работников, перехода на более бюджетные лечебные учреждения и тому подобное. У нас ни цены, ни программы не сокращались, а отраслевые подходы даже позволили в действующие программы ДМС внести ряд
дополнений и уточнений по объему услуг. У нас и сейчас не стоит задача сокращения бюджета по ДМС.
Для членов семей мы предлагаем работнику приобрести страховку практически по тем же ценам, как и для них. Это очень важно, поскольку время наступает такое, что все больше ДМС для детей и членов семей становится актуальным, особенно в Москве и СПб.
Касательно вектора в развитии системы ДМС в ближайшие годы: корпоративный ДМС стабильно востребован, однако спрос значительно не увеличивается, рост рынка на 5-7% происходит в основном за счет роста тарифов. Стоимость полиса в среднем растет до 8-10% ежегодно – это уровень медицинской инфляции. Для сокращения этого разрыва страховщики активнее используют индивидуально-групповой андерайтинг – персонификацию (грейдирование) в рамках договора. Для Страховщиков в ближайшее время останутся в фокусе внимания следующие приоритеты: снижение убыточности, эффективность процессов и наращивание портфеля. Консолидация сегмента корпоративного ДМС будет усиливаться: за счет сокращения количества страховщиков, занимающихся ДМС (за 5 лет на 35%) и усилением разрыва между первой десяткой страховщиков ДМС и остальными, как в части предлагаемых программ, так и по уровню клиентского сервиса, в том числе ИТ-сопровождению (на сегодня 97% рынка ДМС приходится на 30 крупнейших страховщиков, для шести из которых ДМС — основной вид деятельности).
Цель частных медицинских учреждений – развитие бизнеса. Государственные медицинские учреждения в первую очередь должны обеспечить доступную медицинскую помощь соответствующего уровня, при этом развитие медицинских учреждений и их возможности во многом зависят от их внебюджетной деятельности. Соответственно внимание будет обращено на увеличение контингента, в том числе по программам ДМС, рост спектра услуг, технологическое лидерство, профессионализм персонала и улучшение имиджа. Более серьезное отношение к своему здоровью, своего рода «мода» на ЗОЖ, растущее доверие отзывам в сети Интернет будут менять структуру и форму потребления медицинских и страховых услуг. Изменение спроса будет способствовать развитию и расширению линейки сервисных предложений с технологической составляющей.
В свою очередь, работодатели продолжат искать пути к идеальному соотношению цены, качества услуг и эффективности социальной льготы. В целях фиксирования цены будет заинтересованность в заключении долгосрочных договоров (на 2-3 года) со страховщиками, системность и доступность медицинских услуг – положительно повлияет на абсентеизм работников, а технологическая составляющая и телемедицинские услуги безусловно повлияют на вовлеченность и информированность работников.
Управление здоровьем трудового коллектива – драйвер роста производительности труда, высокого уровня удержания персонала и его лояльности. Росатом, накапливая опыт ДМС, разрабатывает механизмы внедрения современного решения по управлению здоровье. Целесообразность фокуса на превентивную медицину не вызывает сомнения, и основная мировая тенденция – профилактика и здоровый образ жизни.
Для нас очень важно, как персонал оценивает ДМС. Мы проводим различные исследования, которые помогают измерить факторы рабочей среды, понять, чем сотрудники удовлетворены, а где – зоны для развития, и составить план улучшений.
В частности, Росатом ежегодно оценивает вовлеченность персонала по программе «Твое мнение важно Росатому», в рамках которой мы также изучаем фактор «соцпакет». Регулярно проводятся фокус-группы в целях получения обратной связи от работников, в том числе и по личному страхованию. В службе управления персоналом работают
«горячие линии» по вопросам ДМС, профсоюз также дает конструктивную обратную связь по итогам встреч с трудовыми коллективами.
Мы активно используем синергию программ ОМС и ДМС. Наиболее упорядоченно эти программы работают в регионах и моногородах. Все работники прикреплены по программе ОМС к медицинской организации, подведомственной ФМБА России, в этой же медицинской организации они проходят все виды медицинских осмотров и получают услуги по программе ДМС. Конечно, если нужного врача или обследования в городе нет, то работник сможет получить услугу в областном центре или другом медицинском учреждении. Последнее время чаще организуем приемы врачей областных центров в городах присутствия корпорации, чтобы и у других жителей была возможность проконсультироваться. Организации подписывают со страховщиками и медицинскими организациями трехсторонние регламенты по взаимодействию в целях того, чтобы правила взаимодействия были понятны всем. Дополнительно организации реализуют комплексные программы «Здоровье», которые предусматривают современный уровень первой медицинской помощи на производстве, расширенные медицинские осмотры, дообследование в дневном стационаре, улучшенное лекарственное обеспечение в стационарах и работу врачебного цехового участка как в поликлинике, так и на здравпунктах предприятия.
Мы стараемся идти в ногу со временем и использовать современные технологии по ДМС: личный кабинет, гаджеты и т.д. Как любое нововведение, это вызывает вопросы, в основном от управляющих компаний в Москве. Некоторые организации имеют личные кабинеты работников, запись к врачу с мобильных устройств, но эти возможности есть у трех или четырех организаций в Москве. В регионах (моногородах) такого запроса нет и еще пару лет остро не встанет. В «миллионниках» будем стараться применять, если страховщики и медицинские организации будут готовы создавать условия.
В нашей работе очень важно выстроить правильные отношения со Страховыми компаниями. Мы регулярно запрашиваем Страховщиков по всем не устраивающим нас ситуациям, и Страховщики слышат наши запросы, соглашаются, исправляются, но не всегда так быстро, как хотелось бы. Меня сложно не услышать! В отрасли есть особенный эксперт страховых услуг – Атомный страховой брокер (далее – АСБ). Согласитесь, необходимо иметь особые компетенции, глубокие и актуальные знания в нескольких предметных областях, чтобы добиться синергии при разработке подходов, прорабатывании деталей, адаптированные под ситуацию, анализе результатов и формулировании предложений по совершенствованию программ и условий с тем, чтобы каждый последующий договор страхования удовлетворял нужны страхователя и был эффективен для обеих сторон. Вот в этом и состоит основная роль АСБ, специализированной организации, призванной содействовать Госкорпорации и предприятиям отрасли в обеспечении качественной и эффективной страховой защиты имущественных интересов страхователя и повышения вовлеченности застрахованных работников. Важно также, что в этой своей роли АСБ содействует гармонизации отношений сторон, что также повышает качество исполнения договора страхования, эффективность и удовлетворенность.