• 22 июня, 2021
  • 167

Как страховая компания обнаружила мошенников с помощью IT

Васильев Николай

Эксперт по визуальным расследованиям IBA Group (Минск)

Сегодня расскажем об одном из IT-продуктов для страховщиков: он визуализирует скрытые связи между клиентами и событиями и позволяет раскрывать различные схемы мошенничества. Белорусская страховая компания уже протестировала IT-продукт VAS от IBA Group (Беларусь) и готова поделиться своим опытом.

Чем поможет IT-продукт страховщику?

VAS — это Visual Analytics Studio, то есть Студия Визуального Анализа. Она находит скрытые взаимосвязи между разрозненными данными и помогает аналитикам и менеджерам принимать обоснованные решения.

Задачи, которые поставила страховая компания при тестировании продукта:

  • расследовать новые подозрительные случаи обращений клиентов за страховыми выплатами;
  • проверить с помощью VAS, насколько точно расследования проводились раньше.

Обычно сотрудник, который проводит расследование, пользуется схемами и рисунками, таблицами в Excel, распечатками с данными из разных корпоративных систем. Сложные взаимосвязи между данными из всех этих источников хранится только у него в голове. На одно расследование так может уйти несколько месяцев, и в итоге до отдела комплаенс-контроля доходит менее 1% страховых случаев. VAS помогает это исправить.

Расследование №1. Таксисты, которые хотели сэкономить на страховке

За последнее десятилетие такси превратилось из роскоши в средство передвижения. По прогнозам аналитиков, в России к концу 2021 года количество поездок на такси вырастет на 37% по сравнению с предыдущим годом. Чем больше спрос — тем больше перевозчиков, которые готовы предоставлять услуги такси. Такое развитие этого бизнеса сказывается и на страховых компаниях. 

Автомобили, которые работают в такси, быстрее изнашиваются и чаще попадают в ДТП, чем машины обычных участников дорожного движения. Это и понятно: они целый день находятся в движении, постоянно попадают в сложные дорожные ситуации. По данным за 2019 год, за 10 месяцев в авариях побывало 1,3 тысячи автомобилей такси. Это на 70% больше, чем за тот же период 2018 года.

Как мы видим, у такси шансы попасть в ДТП гораздо выше, чем у обычного автомобиля. Поэтому страховые агентства вводят для страхователей такси повышающий коэффициент. Некоторые владельцы автомобилей не хотят афишировать, что автомобиль работает в такси, чтобы не переплачивать.

Чаще всего страховщик не может еще во время заключения договора определить, будет ли автомобиль работать в такси, если клиент сам об этом не скажет. Если клиент не юридическое лицо и не индивидуальный предприниматель, о котором у агентства может быть хоть какая-то информация, а обычное физическое лицо, то вопросов к нему возникает немало.

С помощью продукта VAS проанализировали договоры, информацию о страхователях и их транспортных средствах, другие доступные агентству данные. Аналитики увидели взаимосвязи между клиентами страховой компании и принадлежащими им автомобилями. Оказалось, что таксисты, которые работали как обычные физические лица, страховали свои машины не как такси, а как обычные транспортные средства. Таких оказалось более 50%. Для агентства это и огромный недобор страховых взносов, и постоянные выплаты по страховым полисам, которые были оформлены неправильно.

Сейчас специалисты компании решают, сколько неуплаченных взносов и как именно предстоит взыскать с клиентов.

Расследование №2. Разбираемся с “удивительными” авариями

Чтобы незаконно получить деньги по страховке, мошенники чаще всего инсценируют ДТП или устраивают подставную аварию. Клиенты, которые получают страховые выплаты чаще одного раза в год, обычно привлекают к себе особое внимание службы безопасности страховой компании. 

Мы устроили дополнительное расследование страховых случаев, связанных с ДТП, применив возможности VAS. На первый взгляд эти случаи не вызывали никаких подозрений, и владельцы автомобилей казались честными клиентами.

Оказалось, что между несколькими идентичными страховыми случаями, каждый из которых сам по себе не вызывал подозрений, можно обнаружить скрытые взаимосвязи. В протоколах ДТП упоминались одинаковые транспортные средства со схожими поврежденными элементами.

В результате расследования мы выяснили, что в ДТП каким-то чудом каждый раз повреждались одни и те же части кузова. На самом же деле водители просто ставили на свой автомобиль “битые” части и получали за них деньги по страховке.

Сейчас в страховой компании продолжается более детальное разбирательство по этим случаям. 

Расследование №3. Доверяй, но проверяй: повторная проверка страховых случаев

Чтобы убедиться в эффективности работы VAS, специалисты страховой компании решили проверить его на старых страховых случаях. Когда-то их расследовали вручную, и у компании были готовые результаты проверки.

Например, в одном из таких расследований определили, что группа лиц получала незаконные страховые выплаты. VAS обнаружил взаимосвязи между событиями в десятки раз быстрее, имея те же самые исходные данные.

Таки образом, в компании убедились, что расследование было проведено верно. Однако IT-решение справилось с ним гораздо быстрее. Кроме того, VAS представляет результаты своей работы на одном экране в виде удобной понятной схемы.

И это еще не все проблемы, которые мы обнаружили

Пока проводились расследования, VAS помог выявить не только мошенничество, но и проблемы бизнес-процессов страховой компании.

Ошибки ручного ввода данных. При заключении договоров сотрудники компании вручную вводят всю информацию о клиентах в корпоративную базу данных.

Рассмотрение заявлений о страховых случаях не автоматизировано. Все заявки обрабатываются вручную.

Подача заявления на регистрацию договора не автоматизирована. Нахождение объекта страхования и страхователя в различных реестрах проверяется вручную.

Выводы

Внедрение IT-решений и автоматизация процессов в страховой сфере оправдывает ожидания. В результате проведенных с помощью продукта VAS расследований страховая компания добилась следующих результатов:

  • Выявила мошенничество при наступлении страхового случая и предотвратила отмывание денег под видом страхования
  • Определила подставные ДТП
  • Предотвратила двойные страховые выплаты
  • Выявила недобор страховых взносов от водителей такси

В компании отметили, что VAS помогает находить скрытые взаимосвязи, которые не видны при ручном анализе. К тому же, он справляется с расследованиями гораздо быстрее, чем человек.

Похожие статьи

Страховка для страховой: как расследовать мошенничество в автостраховании и…

Статистика мошенничества: COVID-19 усугубил ситуацию Пандемия заставила многие компании перевести общение с клиентами в Интернет, и мошенники к этому быстро приспособились.…