• 19 мая, 2021
  • 163

Страховка для страховой: как расследовать мошенничество в автостраховании и предотвратить убытки

Васильев Николай

Эксперт по визуальным расследованиям IBA Group (Минск)

Статистика мошенничества: COVID-19 усугубил ситуацию

Пандемия заставила многие компании перевести общение с клиентами в Интернет, и мошенники к этому быстро приспособились. Появились недобросовестные страховые посредники, которые “помогают” автовладельцам оформлять страховку в электронном виде. При этом они меняют данные в полисе, чтобы сократить сумму выплаты: например, указывают другую марку автомобиля или занижают водительский стаж клиента. Страховая компания аннулирует такой полис, если по нему поступит запрос на выплату, и клиент останется ни с чем. Однако, если клиент решил сам оформить страховку и верно указал все данные, он всё равно не защищен от мошенников. Поиск в Интернете может вывести его на фишинговый сайт, который является копией сайта страховой компании. Покупка поддельного полиса на такой площадке также может оставить клиента без страховки.

Как расследовать страховое мошенничество

Как бы ни хотелось каждой страховой компании обойти конкурентов и заполучить побольше хороших клиентов, приходится объединяться. Российский союз автостраховщиков (РСА), например, создал общую базу страховых случаев, которая помогает разным компаниям вместе противодействовать мошенничеству. Свои информационные базы ведут и правоохранительные органы. Кроме того, есть “черные списки” физических и юридических лиц, которые были замешаны в мошенничестве ранее. Всё это используют аналитики, когда ведут расследование страхового случая.

Проблема в том, что сотрудникам страховых компаний приходится проверять всю информацию вручную. Эта работа не только долгая и кропотливая, но в ней еще и очень легко ошибиться или что-то просмотреть. На помощь аналитикам приходят современные технологии. Так, в Беларуси успешно используют аналитический продукт VAS, чтобы проводить интерактивные расследования: визуализировать и анализировать данные со сложными взаимосвязями.

С помощью VAS сотрудники отделов расследований изучают страховые случаи:

  • выявляют признаки страхового мошенничества и отмывания денег под видом страхования;

  •  сопоставляют данные о хищениях с фактами страхования;

  • определяют отношения между страхователями, страховщиками, служащими страховой компании и сторонними организациями.

[kode_images=4224]

Белорусская страховая компания увидела, что среди страхователей есть систематические участники ДТП с автомобилями конкретного производителя. В компании заподозрили, что это мошенники, которые получают несколько выплат по одному и тому же случаю. С помощью VAS удалось установить взаимосвязи между всеми участниками подозрительных страховых случаев, где фигурируют одни и те же автомобили премиальной модели. VAS помог получить результаты расследования в 5 раз быстрее, чем при ручном анализе.

VAS можно интегрировать с внутренними бухгалтерскими и ERP-системами, различными реестрами организаций и ИП, базами данных госорганов, другими сторонними системами и даже онлайн-картами. То есть можно использовать любые данные, которые пригодятся в расследовании.

Похожие статьи

Как страховая компания обнаружила мошенников с помощью IT

Сегодня расскажем об одном из IT-продуктов для страховщиков: он визуализирует скрытые связи между клиентами и событиями и позволяет раскрывать различные схемы…