• 16 августа, 2021
  • 170

Эксперты: страхование автомобилей такси под видом обычных машин набирает обороты

ОСАГО: общественная экспертиза

Информационный проект

Ещё одно исследование касательно проблематики сегмента такси в ОСАГО провели участники общественного движения “Синие Ведерки”. Оказалось, уже около 40% транспортных средств, зарегистрированных в качестве легкового такси, застрахованы под видом “обычных” автомобилей. Координатор движения Пётр Шкуматов отмечает, что таксисты вводят в заблуждение страховые компании, утверждая будто автомобили используются для личных целей, хотя на самом деле они владеют лицензией на осуществление деятельности по перевозке пассажиров в легковом такси, а значит транспортные средства предназначены для коммерческого использования.

«У такого поведения таксистов есть лишь одна причина – желание сэкономить, причем за чужой счет. Действительно, стоимость ОСАГО для владельцев такси зачастую несколько выше цен на полисы для легковых автомобилей физических лиц, ввиду высокой убыточности сегмента. Поскольку автомобиль находится в движении постоянно, даже теоретический риск попасть ДТП у него значительно выше, чем у обычных автомобилей. Также важно помнить, что на водителях данной категории лежат обязательства перед жизнью и здоровьем пассажиров. Печально, что нежелание брать на себя ответственность, побуждает страхователей сегмента такси намеренно не сообщать о коммерческой эксплуатации транспортного средства.

Важно понимать – отсутствие информации о том, что автомобиль эксплуатируется в качестве легкового такси — это прямой обман страховой компании. Страховщики вправе обратиться в суд с требованием о признании договора недействительным, в том случае, если будет доказано, что указание цели использования транспортного средства является заведомо ложным.

К сожалению, от подобных афер владельцев такси зачастую больше всего страдают дисциплинированные и аккуратные водители, аккуратно ведущие себя на дорогах и не попадающие в аварии по своей вине. Оказавшись участником ДТП, произошедшем по вине таксиста, они могут столкнуться с тем, что договор страхования у причинителя вреда признан недействительным по причине ложных данных. Иногда водители такси без специального полиса ОСАГО вовсе предпочитают скрыться с места аварии во избежание ненужных им разбирательств.

Как же страховым компаниям бороться с недобросовестными владельцами такси? Они могут использовать публично доступные реестры выданных разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Подобные реестры действуют на территории Москвы и Московской области, что составляет треть от всех зарегистрированных такси на территории Российской Федерации. Благодаря этим источникам данных, можно закрыть, а то и предупредить возникновение трети подобных ситуаций.

В целом же проблематикой предоставления владельцами такси недостоверных данных об особенностях эксплуатации страхуемых транспортных средств должны заниматься не страховые компании, а органы, занимающиеся каждодневным контролем деятельности водителей. Прежде всего, к ним относятся сотрудники Московской административной дорожной инспекции (МАДИ) и инспекторы ГИБДД, так как именно в их обязанности входит проверка подлинности страхового полиса ОСАГО, правильность его оформления (с галочкой для работы в легковом такси). Так, сотрудники МАДИ должны приостанавливать разрешение на деятельность конкретного такси, если у водителя не окажется соответствующего страхового полиса, и, наоборот, возобновлять, если владелец транспортного средства заключил договор ОСАГО на такси. Однако на данный момент сотрудники инспекций данной деятельностью практически не занимаются, ссылаясь на то, что нарушение обязанностей по страхованию ответственности — это мелкое нарушение. Хотя если обратиться к нормам российского законодательства, разрешение на работу легкового такси должно быть приостановлено, в случае если водитель не выполнил свою обязанность по страхованию своей гражданской ответственности, как лицо ведущее коммерческую деятельность по перевозке пассажиров. Любое нарушение обязательных требований является основанием для приостановки такой лицензии или подобного разрешения».

Похожие статьи

РОМИР: большинство российских автовладельцев поддерживает введение свободного тарифа по…

Большинство опрошенных считают переход к индивидуальным тарифам по ОСАГО правильной реформой – 79% в той или иной степени ее поддерживают (показатель…
Инфографика: как будет работать эксперимент по проверке наличия ОСАГО с помощью камер?

Инфографика: как будет работать эксперимент по проверке наличия ОСАГО…

Эксперимент по проверке наличия полиса ОСАГО с помощью камер дорожного движения начнется в декабре 2024 года и продлится 12 месяцев.

Принят закон о повышение штрафа за езду без ОСАГО:…

Госдума приняла во II и III чтениях закон, предусматривающий повышение ответственности автовладельцев за несоблюдение закона об ОСАГО.