• 16 мая, 2025

Мошенники направляют своих жертв в микрофинансовые организации

По данным Сбера, телефонные мошенники с начала 2025 года стали реализовывать схемы обмана, в которых направляют россиян за займами в микрофинансовые организации (МФО). В том числе за аналогичный период увеличились случаи хищений с помощью курьеров наличных средств и драгоценностей.

Злоумышленники меняют схемы и переходят в офлайн-каналы на фоне усиления систем противодействия мошенничеству в банковской сфере ― им всё труднее реализовывать схемы с использование банковских сервисов и приложений. Подозрительные транзакции сегодня оперативно выявляются и приостанавливаются.

Эффективность системы противодействия мошенничеству Сбера достигла 99,9%, другие крупные банки также уделяют большое внимание защите своих клиентов. Таким образом, злоумышленники сосредотачивают свои усилия на схемах с хищением наличных и ценностей, а также заставляют жертв обращаться в МФО за займами.

В этом году мошенники также стали активнее использовать «бытовые сценарии»: звонок поликлиник, социальных служб и доставка. При этом по-прежнему остаются «рабочими» схемы, которые начинаются со звонка якобы от имени сотовых операторов, силовых структур, государственных организаций и ведомств.

Однако если раньше целью было заставить жертву перевести деньги онлайн на счет мошенников, то сейчас сценарий сводится к передаче наличных или ценностей из дома. Для этого мошенники используют курьеров-дропов, которые зачастую не знают, что участвуют в преступной схеме.

Другая тенденция ― направлять жертву в МФО за получением займов. В этом случае суммы хищений меньше, чем ранее, но средства получить гораздо легче, чем в банке. Поэтому шансы на успех у мошенников увеличиваются, количество подобных случаев и далее может продолжить расти. В случае если человека удается полностью финансово «истощить», при этом жертва всё ещё находится под сильным влиянием, злоумышленники могут заставить совершить нападение на МФО с целью ограбления и дальнейшей передачи денег мошенникам. Это преступление, и совершивший нападение понесёт уголовное наказание.

Сбер напоминает, что нельзя совершать никаких действий по указанию незнакомцев. Избежать общения с мошенниками поможет бесплатный определитель мошенническим номеров, который доступен для установки в мобильном приложении СберБанк Онлайн для Android. Сервис определит и поможет заблокировать мошеннические и спам-звонки по телефону и в мессенджерах. Чек-ап безопасности — это подключить базовый набор сервисов Сбера: «Определитель номера», «Антивирус» и «Близкие рядом». Всего в приложении СберБанк Онлайн доступно порядка 20 сервисов безопасности.

Киберграмотность также является одной из наиболее эффективных превентивных мер противодействия. Узнать о распространённых мошеннических схемах и способах защиты от них можно на портале Сбера по киберзнаниям «Кибрарий».

Похожие статьи

НКР подтвердило наивысший кредитный рейтинг Сбера

Рейтинговое агентство НКР подтвердило кредитный рейтинг Сбера на наивысшем уровне AAA.ru. Прогноз по рейтингу остался стабильным.

Сбербанк упростил процесс получения ключей в новостройках и запустил…

Сервис Домклик от Сбера запустил комплексное цифровое сопровождение для покупателей новостроек.

Сбер: число регулярно сберегающих россиян выросло на 57%

Аналитики PFM (Personal Finance Management) Сбера изучили на обезличенных данных, как клиенты подходят к процессу накопления и достижения финансовых целей.