- 8 июня, 2018
- 145
Пропорциональное регулирование
Зампред Банка России Владимир Чистюхин напомнил, что кризис 2007-2008 годов оказал серьёзное влияние на развитие этой тематики, а также на изменение всей финансовой архитектуры – резко возросли регулятивные требования, стали использоваться намного более сложные модели по оценке рисков, возросли издержки профучастников в разных сегментах по поддержанию должного уровня, соответствующего текущей регулятивной и надзорной практике.
Чистюхин добавил, что в процессе многочисленных дискуссий малые и средние участники просили по-возможности сохранить "лайт-режим" для того, чтобы продолжать осуществлять свою деятельность. Он отметил, что эти дискуссии не пошли даром и первые шаги по пропорциональному регулированию и надзору уже сделаны (появились брокеры с упрощенной лицензией, банки были разделены на два базовых вида, выделены системно-значимые кредитные организации, микрофинансовые организации также были разделены на два вида).
По мнению регулятора, наибольшая опасность в случае неустойчивости исходит от крупных игроков, так как именно они порождают системные риски, поэтому в отношении этих компаний все требования и нормативы должны быть наиболее жесткими для того, чтобы они обеспечивали сверхустойчивость и платежеспособность, и чтобы у них было меньше стимулов наращивать свою системную значимость.
Что касается, в частности, страховой отрасли и НПФ, то на сегодняшний день они регулируются универсальным способом. Однако Чистюхин заверил, что ЦБ во второй половине 2018 года планируем выпустить в отношение, как минимум, некредитных финансовых организаций системные подходы по пропорциональному регулированию и надзору, чтобы все увидели в доступном и понятном виде, какого рода регулятивные и надзорные требования они хотят установить не только к отдельным сегментам, но также к тем или иным игрокам внутри этих сегментов.
Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс выступил на "круглом столе" с рядом предложений, одно из которых касается более лёгкого режима с точки зрения регулятивной нагрузки для страховых компаний со сборами менее 1 млрд рублей в год. ВСС также предлагает для малых и средних страховщиков сохранить минимальный размер уставного капитала на нынешних уровнях.
Следует напомнить, что законопроект, повышающий минимальные требования к уставному капиталу страховщиков, был принят ГД РФ в первом чтении еще в 2016 году, и если он будет принят, то порог минимального размера уставного капитала универсальных страховщиков вырастет со 120 до 300 млн рублей, для страховщиков жизни – с 240 до 450 млн рублей, для перестраховщиков – с 480 до 600 млн рублей.
По словам Юргенса, малым и средним компаниям наращивать свой капитал до 300 млн рублей в момент падающего рынка довольно трудно. Кроме того, ВСС считает, что для малых и средних компаниях необходимо изменить периодичность и сроки предоставления отчетных форм. Эти и ряд других предложений по пропорциональному регулированию страховое сообщество сформулировало и направило ЦБ.