• 8 июня, 2018

Пропорциональное регулирование

Зампред Банка России Владимир Чистюхин напомнил, что кризис 2007-2008 годов  оказал серьёзное влияние на развитие этой тематики, а также на изменение всей финансовой архитектуры — резко возросли регулятивные требования, стали использоваться намного более сложные модели по оценке рисков, возросли издержки профучастников в разных сегментах по поддержанию должного уровня, соответствующего текущей регулятивной и надзорной практике.

Чистюхин добавил, что в процессе многочисленных дискуссий малые и средние участники просили по-возможности сохранить "лайт-режим" для того, чтобы продолжать осуществлять свою деятельность. Он отметил, что эти дискуссии не пошли даром и первые шаги по пропорциональному регулированию и надзору уже сделаны (появились брокеры с упрощенной лицензией, банки были разделены на два базовых вида, выделены системно-значимые кредитные организации, микрофинансовые организации также были разделены на два вида).

По мнению регулятора, наибольшая опасность в случае неустойчивости исходит от крупных игроков, так как именно они порождают системные риски, поэтому в отношении этих компаний все требования и нормативы должны быть наиболее жесткими для того, чтобы они обеспечивали сверхустойчивость и платежеспособность, и чтобы у них было меньше стимулов наращивать свою системную значимость.

Что касается, в частности, страховой отрасли и НПФ, то на сегодняшний день они регулируются универсальным способом. Однако Чистюхин заверил, что ЦБ во второй половине 2018 года планируем выпустить в отношение, как минимум, некредитных финансовых организаций системные подходы по пропорциональному регулированию и надзору, чтобы все увидели в доступном и понятном виде, какого рода регулятивные и надзорные требования они хотят установить не только к отдельным сегментам, но также к тем или иным игрокам внутри этих сегментов.

Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс выступил на "круглом столе" с рядом предложений, одно из которых касается более лёгкого режима с точки зрения регулятивной нагрузки для страховых компаний со сборами менее 1 млрд рублей в год. ВСС также предлагает для малых и средних страховщиков сохранить минимальный размер уставного капитала на нынешних уровнях.

Следует напомнить, что законопроект, повышающий минимальные требования к уставному капиталу страховщиков, был принят ГД РФ в первом чтении еще в 2016 году, и если он будет принят, то порог минимального размера уставного капитала универсальных страховщиков вырастет со 120 до 300 млн рублей, для страховщиков жизни — с 240 до 450 млн рублей, для перестраховщиков — с 480 до 600 млн рублей.

По словам Юргенса, малым и средним компаниям наращивать свой капитал до 300 млн рублей в момент падающего рынка довольно трудно. Кроме того, ВСС считает, что для малых и средних компаниях необходимо изменить периодичность и сроки предоставления отчетных форм. Эти и ряд других предложений по пропорциональному регулированию страховое сообщество сформулировало и направило ЦБ.

Похожие статьи

Ключ к эффективности

Ключ к эффективности

Страхование занимает особое место в наборе инструментов для управления рисками, связанными с применением ИИ. По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета…
НСИС наращивает компетенции

НСИС наращивает компетенции

Бесперебойная работа АИС страхования будет способствовать удовлетворенности рынка системой, надеется генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин. По…
Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Цифровая трансформация перекраивает страховую отрасль, выводя ее за рамки простой компенсации убытков. На наших глазах происходит фундаментальная переоценка страхового продукта: он…