- 17 сентября, 2018
- 138
Автоэксперты написали открытое письмо с требованием установить справедливый тариф на ОСАГО
Свои подписи на документе поставили координатор «Общества синих ведерок» Петр Шкуматов, партнёр аналитического агенства «Автостат» Игорь Моржаретто, ведущий программы «Автоликбез» на «Авторадио» Юрий Гейко, автор журнала «АвтоПанорама» Сергей Смирнов, шеф-редактор портала BFM.ru и ведущий программ на радиостанции Бизнес ФМ и «Шоколад» Алексей Аксёнов, ведущий эфира на «Нашем радио» Андрей Ломанов и владелец консалтинговой компании GGForce Роман Гуляев. Письмо было передано главе думского Комитета по финансовому рынку Анатолию Аксакову перед прошедшими в четверг парламентскими слушаниями, посвященными совершенствованию Федерального закона об ОСАГО.
«Сейчас 80% нормальных добропорядочных водителей, которые ездят без нарушений и не создают больших рисков на дороге, оплачивают грехи 20%, которые ездят по дорогам, ни в чем себе не отказывая, – пояснил на слушаниях Петр Шкуматов. – Реформа ОСАГО должна идти в сторону тонкой настройки тарифа под каждого конкретного водителя. ОСАГО – это страхование, а страхование должно учитывать риски. И чем точнее оно учитывает риски, тем больше шансов назначить справедливый тариф каждому участнику. Формула расчета должна стать очень тонкой, очень сложной и очень индивидуальной. Она должна соответствовать требованиям современности и не наказывать добропорядочных людей рублем, а только тех, кто неприемлемо ведет себя на дорогах».
Авторы письма утверждают, что система ОСАГО нуждается в перезагрузке. «Например, опытным водителем сейчас считается любой водитель старше 22-х лет, у которого стаж вождения составляет три года. Всем понятно, что водитель 23-х лет со стажем 3 года и водитель 30-и лет со стажем вождения 10 лет при прочих равных обстоятельствах представляют абсолютно разную степень опасности на дороге и должны платить за ОСАГО разные суммы», – говорится в письме.
Как отметили автоэксперты, при либерализации тарифа в ОСАГО цена полиса для добросовестных водителей должна заметно снизится.
«В Германии после отмены госрегулирования цен на страхование ответственности водителей законы конкурентного рынка заставили страховщиков снизить цену полиса в среднем на 17%. А для самых законопослушных и опытных водителей – в разы», – сказано в письме.
Этот тезис подтверждают результаты исследования «Влияние тарифов ОСАГО на развитие рынка автострахования», проведенного РАНХиГС в этом году. В нем в частности анализировалась относительно недавняя германская практика 1994 года по введению справедливого тарифа. «Опыт других стран показывает, что экономически либерализация ведет к снижению средней премии», – резюмировал на слушаниях Константин Корищенко, заведующий кафедрой «Фондовый рынок и финансовый инжиниринг» факультета финансов и банковского дела РАНХиГС.
Также письмо предлагает изменить действующую систему КБМ на более справедливую.
«Мы считаем, что за водителями, не попадавшими в минувшем году в ДТП, правильно было бы закрепить минимальное значение КБМ из тех, что за ними значатся», – сообщили эксперты.
Руководитель фракции ЛДПР Владимир Жириновский, принимавший участие в слушаниях, согласился с тем, что тариф должен зависеть от самого автовладельца и его вождения.
«Ведь это должно уже веками устояться, чтобы была дисциплина у человека, – сказал парламентарий. – Все моменты, связанные со страхованием, должны заставлять человека самого бережно относиться к своему автомобилю».
В настоящее время ЦБ РФ работает над запуском первого этапа либерализации ОСАГО. Банк России разработал проект указания, согласно которому будет расширен тарифный коридор в ОСАГО и изменена система расчета КБМ и коэффициента возраст-стаж (КВС). КБМ будет рассчитываться раз в год (в настоящее время этот коэффициент рассчитывается на дату окончания действия последнего договора ОСАГО). Далее предполагается постепенный переход на справедливый тариф в еще два этапа. Наполнение последующих этапов обсуждается.