• 12 декабря, 2018

Исследование: действующая система коэффициента «бонус-малус» не сбалансирована и требует модернизации

«Бонус-малус» — коэффициент, влияющий на стоимость полиса. В зависимости от наличия или отсутствия у автовладельца страховых случаев в предыдущие периоды страхования коэффициент может быть повышающим или понижающим. По сути он должен напрямую отражать индивидуальный уровень риска водителя исходя из истории его ДТП.

Существующая система расчета коэффициента «бонус-малус» была принята 15 лет назад и многие годы не проверялась с точки зрения ее математического влияния на тарифообразование в ОСАГО. Согласно статистике Банка России, больше половины жалоб от страхователей в отношении автостраховщиков, которые связаны с ОСАГО, составляют обращения по проблемам при применении коэффициента «бонус-малус».

Причин этому множество, например, постоянно меняется как качественный, так и количественный состав водителей (более опытные водители сменяются «молодыми», недавно получившими права на управление автомобилем) и частота страховых случаев (на частоту влияют изменения законодательства, ужесточение надзора, улучшение качества дорог). Кроме того, за это время было допущено множество нарушений при фиксации «справедливого» для данного водителя класса «бонус-малус» как со стороны страховщиков, так и со стороны самих водителей.

Но кроме организационных проблем у этого коэффициента есть математические дефекты. «Проведенное исследование показало, что действующая система «бонус-малус» не сбалансирована и приводит к диспропорциональному снижению среднего страхового тарифа, не создавая необходимый компенсационный механизм для выравнивания убыточности. В долгосрочной перспективе около 70% застрахованных будут находиться в бонусном классе, дающем максимальную скидку. Среднее значение коэффициента «бонус-малус» за последние три года снизилось до значения 0,81 против ожидаемого равновесного значения, равного единице», — говорится в исследовании Финансового Университета РФ.

Финансовый Университет РФ проанализировал массив данных в 132 млн полисо-лет ОСАГО за последние 3,5 года (с начала 2015 года по середину 2018 года). Исследование показало, что средневзвешенное значение коэффициента «бонус-малус» по договорам, заключенным за этот период, составляет 0,845, причем по договорам, заключенным во втором квартале 2018 года — лишь 0,81. Среднее значение коэффициента арифметически снижалось каждый год, не отражая реальной картины аварийности на дорогах.

Сотрудники Университета проследили тренд изменения коэффициента и выяснили, что его значение по договорам ОСАГО в 2019 году составит уже 0,7934. Таким образом, действующая система расчета коэффициента приводит к ежегодному уменьшению среднего значения коэффициента «бонус-малус», а значит, необоснованному снижению страховой премии. Причем в долгосрочной перспективе сохранение действующего алгоритма расчета малусных классов коэффициента «бонус-малус» будет приводить к сокращению премии более чем в два раза.

«Наши расчеты показали, что дисбаланс системы в конце 2016 года уже составлял более 17% и в последующие годы он продолжает нарастать. Теоретически, если все параметры системы будут оставаться постоянными, то она стабилизируется к 2045 году, а дисбаланс системы при этом будет составлять около 41%», — отмечается в исследовании.

«Конечно, эта ситуация требует решения, которое может заключаться в ежегодной корректировке страховых тарифов по ОСАГО для учета влияния системы «бонус-малус», а также в комплексном реформировании параметров системы, включая изменения общего числа классов системы, соотношения «бонусных» и «малусных» классов, изменение значения коэффициентов «бонус-малус» за различные классы», — отмечают эксперты.

Согласно указанию Банка России, которое было опубликовано регулятором 7 декабря, коэффициент «бонус-малус» будет присваиваться лишь один раз в год — 1 апреля, и сохранит только одно значение — наименьшее из имеющихся у водителя. То есть «страховая история» будет закрепляться за водителем, а не за заключенными ранее договорами ОСАГО. Юридическому лицу будет присваиваться единый для всех машин в автопарке коэффициент, что существенно упростит проведение конкурсов на заключение договоров ОСАГО. Сейчас этот коэффициент для физических лиц может меняться несколько раз в год, а один водитель может иметь несколько коэффициентов. Закрепленный в нормативном акте порядок пока не меняет сам алгоритм расчета коэффициента, дефект расчета которого выявлен в исследовании Финансового Университета, но вводит серьезное упорядочивание его применения.

Указание должно вступить в силу после согласования с Минюстом и по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, за исключением положений, касающихся КБМ, для которых установлены иные сроки вступления в силу – с 1 апреля 2019 года. На первом этапе также будет расширен тарифный коридор на 20% вверх и вниз, изменен расчет коэффициента «возраст-стаж».

Похожие статьи

Ключ к эффективности

Ключ к эффективности

Страхование занимает особое место в наборе инструментов для управления рисками, связанными с применением ИИ. По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета…
НСИС наращивает компетенции

НСИС наращивает компетенции

Бесперебойная работа АИС страхования будет способствовать удовлетворенности рынка системой, надеется генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин. По…
Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Цифровая трансформация перекраивает страховую отрасль, выводя ее за рамки простой компенсации убытков. На наших глазах происходит фундаментальная переоценка страхового продукта: он…