- 29 марта, 2019
- 151
Либерализация тарифов по ОСАГО: что дальше?
Напомним, что с 9 января 2019 года был расширен тарифный коридор в ОСАГО на 20% вверх и вниз, значительно индивидуализирован коэффициент «возраст-стаж», который получил 58 градаций вместо 4. И уже на следующей неделе – 1 апреля – вступает в силу последнее изменение первого этапа реформы – новый расчет коэффициента «бонус-малус». Этот коэффициент будет назначаться водителю раз в год и в течение этого года пересчитываться не будет. Причем если на 1 апреля 2019 года у автовладельца в системе АИС РСА будет числиться несколько коэффициентов «бонус-малус», то ему будет присвоен самый низкий из них, а все накопленные скидки будут сохранены.
«Но реформу нельзя проводить одним махом, она требует детальной проработки, пристального наблюдения и постоянного анализа. Поэтому ее разбили на три этапа. И хотя первые результаты видны уже сейчас, по-настоящему индивидуальными тарифы станут только после проведения всех трех этапов, то есть после 2021 года», – отметил президент РСА.
Сроки вступления в силу второго и третьего этапов реформы пока не определены: для их реализации нужно принять изменения в законодательство. Для этого Минфин России совестно с Центральным Банком и РСА разрабатывает законопроект. Пока в последней редакции этого документа сказано, что с 1 января 2020 года предполагается отмена коэффициента территории преимущественного использования транспортного средства при расчете стоимости полиса, а с 1 октября 2020 года — отмена коэффициента мощности автомобиля. Коэффициент, учитывающий соблюдение водителем правил дорожного движения, вступает в силу через 90 дней после принятия закона и его официального опубликования. Также планируется дальнейшее расширение тарифного коридора на 30% и 40%, но вступление этих предложение в силу зависит от сроков рассмотрения законопроекта правительством и Государственной думой.
Отвечая на вопросы читателей, Игорь Юргенс отметил, что перед тем, как объявлять такую глобальную реформу, была осуществлена серьезная подготовка. Минфин, ЦБ РФ и РСА изучали не только российский рынок ОСАГО, но также и зарубежный опыт. Для этого специалисты ведомств проводили несколько актуарных расчетов, исследовали сектор «автогражданки» зарубежных стран: Германии, Великобритании, Польши, Хорватии, Китая, Малайзии, Франции, Швейцарии.
«Эти страны начали индивидуализировать тарифы еще в 1990-е годы, поэтому реформу в России экспериментом назвать нельзя, это уже проверенная рабочая система, которая показала отличные результаты в других странах. Так, например, в Германии после либерализации тарифов стоимость полиса снизились из-за жесткой конкуренции между страховыми компаниями на 10,5%. Снижение стоимости полиса на 10% наблюдалось и в Швейцарии. В России уже сейчас за два месяца либерализации ОСАГО средняя цена на полисы ОСАГО упала до 7% в 61 регионе России. После вступления в силу всех этих норм российские тарифы в ОСАГО можно будет назвать индивидуальными. Такой комплекс мер поможет рассчитывать стоимость ОСАГО исходя из рисков определенного автомобилиста, к чему мы и стремимся. Вместе с тем, мы так же ожидаем, что страховщики будут снижать стоимость ОСАГО из-за конкуренции, бороться за внимание «хороших» автовладельцев. Добросовестные водители будут платить меньше, а постоянные нарушители ПДД – больше. Может быть, сейчас это не так различимо, но после окончания трех этапов реформы цена на полисы этих двух категорий автовладельцев будет отличаться значительно», – добавил президент РСА.
А тех, кто опасается, что без контроля сверху тарифы поползут вверх, он успокоил – за деятельностью страховых компаний все равно будет следить ЦБ РФ: «Банк России не сможет «уйти в тень», потому что его обязанность по мониторингу работы страховщиков на рынке ОСАГО (для того, чтобы выявлять ситуации, когда компании необоснованно завышают или занижают стоимость полиса) прописана в законе. Поэтому он будет внимательно следить за ходом реформы и работой отдельных страховщиков, и, если вдруг что-то все же пойдет не так, примет меры. А неисполнение требований ЦБ РФ грозит страховым компаниям отзывом лицензий».