• 21 ноября, 2019
  • 139

Споры вокруг реформы ОСАГО подходят к концу. Стороны выбрали путь, исключающий рост тарифов

Депутаты от всех фракций во главе с руководителем комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолием Аксаковым внесли в парламент новый вариант законопроекта об ОСАГО. По словам Аксакова, из итогового документа исключили «спорные» поправки, которые могли привести к росту стоимости полисов. Это повышение страхового возмещения за причинение вреда жизни и здоровью с 500 тысяч до 2 млн рублей, отмена территориального коэффициента и расширение тарифного коридора – вместо него предлагается предоставить дополнительные полномочия ЦБ по регулированию тарифов.

При этом в законопроекте останутся ключевые позиции, направленные на формирование более индивидуального тарифа. Также он предусматривает введение повышающего коэффициента за грубые нарушения правил дорожного движения – превышение скорости более, чем на 60 км/ч, езда за рулем в пьяном виде, пересечение двойной разделительной линии в местах, где это запрещено. Это позволит страховым компаниям более точно управлять стоимостью полиса исходя из рисков, которые водители представляют на дороге.

При этом предлагается «заморозить» до 31 декабря 2020 года норму закона об ОСАГО, запрещающую Банку России изменять тарифы по ОСАГО чаще, чем один раз в год. Это даст регулятору дополнительные полномочия по более тонкой настройке тарифной реформы ОСАГО в течение 2020 года.

В Российском Союзе Автостраховщиков (РСА) поддержали такой компромиссный вариант поправок, отметив, что это делается для того, чтобы не допустить резкого роста цен. Президент РСА Игорь Юргенс рассказал, что в ходе обсуждения законопроекта на парламентских слушаниях в Совете Федерации представители властей и страховщики сошлись на том, что индивидуализация тарифов по ОСАГО сама по себе приведет к более справедливому ценообразованию и сделает цены ниже для аккуратных автовладельцев. Игорь Юргенс добавил, что реформа ОСАГО будет продолжена, и возможно, до конца года депутаты уже рассмотрят законопроект в первом чтении.

Первый зампред комитета по бюджету и налогам Госдумы Александр Тарнавский считает подобный вариант законопроекта – правильным решением.

«Законопроект подразумевает решение двух основных задач. Полис ОСАГО должен быть доступен для каждого без исключений автовладельца, а тарифы должны быть справедливыми и персонализированными. Таким образом результаты реформы скажутся на всех участниках рынка: во-первых, аккуратные водители перестанут субсидировать нарушителей; во-вторых, у нарушителей будет стимул соблюдать правила дорожного движения; в-третьих, повысится уровень качества услуг за счет конкуренции и новых технологических сервисов», – отметил Тарнавский.

Представитель автомобильного сообщества координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов в целом поддерживал основой посыл реформы ОСАГО, потому что, по его мнению, этот вид страхования должен учитывать индивидуальные характеристики конкретного водителя. Однако он считает ошибочным решением исключить из законопроекта увеличение выплат за причинение вреда здоровью.

«Выплат в 500 тыс. рублей недостаточно, чтобы возместить убытки или вылечиться после тяжелого ДТП. Судебная практика определяет размер возмещения по жизни и здоровью, как правило, исходя из суммы 2,6 млн руб. — говорит он.

Второй пункт, против которого выступает Шкуматов – сохранение коэффициента территорий. «Он (коэффициент ред.) уже давно устарел и не выполняет своей функции. Например, в Москве цена полиса примерно в 2 раза выше, чем она могла бы быть, исходя из средней аварийности в регионе. Почему москвичи платят два конца? Я не понимаю. В то же самое время джигиты из некоторых регионов ни в чем себе не отказывают и платят в 3-4 раза меньше, чем причиняют убытков на дорогах. В результате выходит, что москвичи спонсируют коллективную региональную «Мару Багдасарян», чтобы она могла продолжать ездить как хочет. Это однозначно несправедливо».

Вместе с этим Пётр Шкуматов считает, что индивидуализация – правильный путь развития ОСАГО. «Есть люди, которые хорошо известны страховым компаниям (бигдату никто не отменял), которые входят в группу с наименьшим риском на дорогах. Эти люди платят (сейчас) за ОСАГО наравне со всеми, хотя страховщики и рады бы предложить им пониженный тариф, но индивидуально».

Реформа ОСАГО, направленная на персонализацию тарифов, предполагает, что тариф для водителей будет рассчитываться максимально индивидуально. Если человек ездит по дорогам аккуратно, не нарушает ПДД, то тариф у него будет минимальным. «Но если ты ездишь и ни в чем себе не отказываешь, то пожалуйста, но – за свой счет», – заключил Шкуматов.

Ранее стало известно, что обсуждение законопроекта по изменениям в систему тарифов ОСАГО было приостановлено. Законодатели обеспокоились ростом тарифов из-за увеличения предельной суммы выплат за вред и здоровье до 2 млн рублей и отмены регионального коэффициента. По подсчетам РСА, повышение лимитов выплат в 4 раза привело бы к увеличению тарифов на 23%, а с отменой регионального коэффициента ОСАГО в некоторых регионах автоматически бы подорожало в среднем до 40%, потому что в трети российских городов коэффициент территорий составляет меньше единицы.

Похожие статьи

«Росгосстрах» и «Автокод» выяснили, сколько россияне тратят на такси

Такси остается одним из самых популярных способов передвижения у россиян, занимая третье место после личных автомобилей и метро, выяснили страховая компания…

Семейные программы «Росгосстрах Жизнь» стали лучшими по версии экспертов…

По мнению экспертного совета XV юбилейной премии «Выбор потребителей», программы «Забота о семье» и «Забота о будущем» от СК «Росгосстрах Жизнь»…

Пледы, коты, кофе — россияне рассказали про самые эффективные…

Россияне назвали домашний уют, котов и ароматные напитки главными лекарствами от осенней хандры, показал опрос, проведенный Аналитическим центром «АльфаСтрахование».