- 15 июня, 2020
- 137
Комитеты по финансовому рынку и по бюджету и налогам рекомендовали Госдуме принять к сведению годовой отчет Банка России за 2019 год
По словам Анатолия Аксакова, в 2019 году внешние условия для российской экономики были в целом нейтральные. С одной стороны, приток иностранного капитала в российские гособлигации на фоне смягчения денежно-кредитной политики и сохранения низкой инфляции в развитых странах способствовал росту курса рубля по отношению к ключевым валютам. С другой стороны, наблюдался устойчивый тренд сокращения роста мировой экономики, что негативно сказалось на цене сырьевых ресурсов и объеме мировой торговли. Это привело к сокращению стоимости российского экспорта и сокращению профицита внешней торговли.
Рост российской экономики замедлился до 1,3% против 2,5% в 2018 году. В отчете отмечается, что ключевыми причинами стали снижение внешнего спроса на экспортные товары и сдержанный рост потребительской активности в условиях повышения ставки НДС. Эти негативные факторы были частично скомпенсированы ростом инвестиционной активности, особенно в части расширения расходов бюджета на национальные проекты.
Анатолий Аксаков напомнил, что в 2019 году Банк России проводил денежно-кредитную политику в соответствии с принципами инфляционного таргетирования, в основе которого – поддержание годовой инфляции вблизи 4%. Анатолий Аксаков результаты проводимой политики оценил как вполне позитивные. При этом, по его мнению, необходимо представить в Годовом отчете Банка России за 2019 год анализ расхождения между прогнозными оценками влияния повышения НДС на уровни цен и фактически сложившимся уровнем, а также расхождений других прогнозных и фактических показателей и подробный комментарий причин и факторов, вызвавших расхождения.
Анатолий Аксаков отметил, что со стороны внешних рисков основными являются замедление мировой экономики и геополитические риски. Они могут вызвать рост волатильности на мировых и товарных рынках и негативно сказаться на курсовых и инфляционных ожиданиях. Внутренние риски связаны с ростом инфляционных ожиданий как со стороны бизнеса, так и со стороны населения.
Комитеты рекомендовали Банку России продолжить работу по повышению прозрачности денежно-кредитной политики, в частности, предложили публикацию Банком России собственных численных оценок среднесрочной траектории или траекторий ключевой ставки в Докладах о денежно-кредитной политике.
Анатолий Аксаков считает, что в последние годы Банк России заметно улучшил свою работу по показателям и параметрам информационной открытости, добился повышения уровня доверия.
Председатель Комитета также указал на продолжающийся в 2019 году тренд на снижение валютизации вкладов и кредитов, что говорит о росте доверия к рублю.
Анатолий Аксаков констатировал, что вклад банковского сектора в развитие экономики в 2019 году оказался ниже результата предыдущего года. Вместе с тем, Комитеты положительно отмечают устойчивость банковской системы России к внешним и внутренним шокам, которая сложилась в результате эффективных действий Банка России по внедрению требований к капиталу и бизнес-моделям, которые реализовали банки.
Позитивным моментом Анатолий Аксаков назвал рост кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП): в 2017-2019 годы он был ускоренным по сравнению с динамикой за 2015-2016 годы. Указанному росту в значительной степени способствовали изменения в сфере регулирования, направленные на поддержку кредитования банками субъектов МСП, реализованные в рамках Дорожной карты Банка России по развитию финансирования субъектов МСП. Однако Комитеты считают, что эти темпы могут быть более высокими. «Целесообразно существенно переформатировать Программу стимулирования льготного кредитования субъектов МСП: смягчить требования к заемщикам и скорректировать ценовые условия, расширить ее объемы и лимиты на банки», – заявил Анатолий Аксаков.
Анатолий Аксаков отметил, что 2020 год внес серьезные коррективы в экономическую ситуацию в нашей стране. Он высоко оценил оперативность и качество мер, принятых Банком России для поддержки банковского сектора и клиентов кредитных организаций в условиях кризиса, вызванного пандемией коронавируса.
«При этом потенциал расширения круга этих мер еще не исчерпан. В частности, целесообразно перенести на 2021 год или более длительное время сроки вступления в силу нормативных актов Банка России, устанавливающих новые или изменяющих действующие требования к кредитным организациям, особенно если их реализация предусматривает трансформацию внутренних бизнес-процессов и обширные изменения форм отчетности. По мере появления данных о масштабе пользования льготами и финансовом положении банков, следует рассмотреть возможность разрешить не ухудшать оценку ссуд заемщиков, чье обслуживание долга ухудшилось под воздействием кризиса, до конца 2020 года», – считает Анатолий Аксаков.
Сдерживающим фактором на пути развития российского финансового сектора является невысокий уровень конкуренции, а также продолжающийся несколько лет рост концентрации активов и основных портфелей в руках банков с государственным участием. В Отчете представлен раздел, посвященный данному важнейшему направлению, однако он по-прежнему занимает небольшой объем и содержит вывод о том, что все мероприятия "дорожной карты" по развитию конкуренции были исполнены в срок без приведения оценки реального влияния принятых мер на качество конкурентной среды в России. В этой связи, учитывая приоритетный характер данного направления работы, Комитеты предложили дополнить Отчет показателями, отражающими динамику фактического состояния конкурентной среды в ключевых сегментах отечественной финансовой системы за 5-летний период, а также целевыми значениями данных индикаторов на ближайшую перспективу.
Важным результатом работы Банка России является запуск и дальнейшее развитие системы быстрых платежей, позволяющей гражданам круглосуточно осуществлять онлайн переводы друг другу по номеру телефона вне зависимости от того, в каких банках открыты счета, а также оплачивать товары, работы и услуги, в том числе с использованием QR-кодов.
Комитеты считают перспективным дальнейшее развитие сервиса выдачи наличных денежных средств через организации торговли и услуг в отдаленных и малонаселенных регионах с использованием POS терминалов и рекомендуют Банку России продолжать деятельность по устранению барьеров в получении финансовых услуг инвалидами, пожилыми людьми и другими социально незащищенными группами населения.
Комитеты рекомендуют Банку России продолжить работу по развитию сервисов Системы быстрых платежей, в том числе сервиса оплаты товаров, работ и услуг с использованием QR-кода, продолжить инициировать изменения в законодательство, направленные на стимулирование роста безналичных платежей и развитие дистанционных каналов банковского обслуживания. «Это особенно важно в условиях возможных повторений пандемий. Большая часть операций должна осуществляться дистанционно без явки клиента в офис банка. При этом приоритет также должен быть сделан не только на доступность, но и удобство для граждан и предприятий», – отметил Анатолий Аксаков.
Отдельного внимания, по мнению Анатолия Аксакова, заслуживает эффективная работа Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма. Банк уделял большое внимание совершенствованию нормативной базы ПОД/ФТ и приведению его в соответствие с последними изменениями в законодательстве.
Комитеты поддерживают деятельность Банка России по поэтапной либерализации требований валютного законодательства Российской Федерации. Для юридических лиц – резидентов был расширен перечень разрешенных валютных операций, в том числе совершаемых без использования банковских счетов в уполномоченных банках, а также предусмотрена поэтапная отмена для резидентов требований о репатриации экспортной выручки в валюте Российской Федерации по некоторым внешнеторговым договорам (контрактам).
Комитеты также поддерживают работу, которую Банк России начал вести в 2019 году и планирует расширить в 2020 году в части предоставления широкому кругу финансовых организаций детальной информации о жалобах клиентов, которая может послужить основой для совершенствования их деятельности. Наряду с этим следует и дальше усиливать практики превентивного поведенческого надзора и обращать наибольшее внимание на сектора финансового рынка, в которых динамика роста жалоб продолжается. Комитеты рекомендуют также включать в Отчет подробную информацию о потерях вкладчиков банков с отозванной лицензией и защите их интересов.
При этом Анатолий Аксаков ожидает, что 2020 год будет сложным для финансового результата Банка России. «В 2020 году экономика России столкнулась с беспрецедентным шоком, вызванным сочетанием волатильности цен на товарных рынках и распространением коронавирусной инфекции. Ограничение мобильности граждан и введение карантина оказывает существенное негативное влияние на ВВП страны и развитие экономики», – заявил Анатолий Аксаков.
Комитеты поддерживают усилия Банка России по стабилизации экономики и поддержке финансовых рынков. Комитеты рекомендуют в Годовом отчете за 2020 год привести детальный анализ ситуации и оценку эффективности мер, предпринятых регулятором по поддержке корпоративного кредитования всех видов бизнеса, поддержке кредитования физических лиц и ипотечного кредитования; противодействия росту неплатежей и ухудшения кредитоспособности бизнеса и населения; поддержки потенциала финансового сектора по предоставлению ресурсов экономике; и снижения регуляторной и надзорной нагрузки на финансовые организации и акционерные общества.
Подводя итог рассмотрения Отчета, Комитет по финансовому рынку и Комитет по бюджету и налогам рекомендовали Государственной Думе принять к сведению годовой отчет Банка России за 2019 год. В обсуждении принимали участие члены Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству и Комитета по контролю и Регламенту.