• 19 октября, 2020
  • 141

ВСС попросил правительство и Госдуму провести широкое обсуждение реформы ОМС с экспертами

В письме отмечено, что законопроект направлен на снижение роли страховых медицинских организаций в системе ОМС, что не соответствует определенным указом Президента РФ стратегическим национальным приоритетам в части обеспечения финансовой устойчивости системы ОМС и завершения ее перехода на страховые принципы (Указ от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»). 

В пояснительной записке к законопроекту не содержится какой-либо оценки того, как двукратное снижение нормативного размера средств, предоставляемых страховым медицинским организациям (СМО) на ведение дела, отразится на функционировании системы ОМС в целом. Вместе с тем, уменьшение их финансирования при сохранении обязанностей, возложенных на них законодательством об ОМС и Национальной программой развития здравоохранения, неизбежно повлияет на их финансовую устойчивость. Это может привести к вынужденному уходу СМО, которыми на текущий момент накоплен достаточный опыт по обеспечению защиты прав застрахованных лиц, из сферы ОМС, или существенному сокращению штата сотрудников таких организаций и расходов на страховых представителей. Это, без сомнения, самым неблагоприятным образом отразится на качестве защиты прав и законных интересов застрахованных лиц. 

При этом создание системы контроля качества медицинской помощи и экспертизы со стороны Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) потребует не только значительного времени, но и финансовых затрат, которые могут быть сопоставимы с ресурсами, которые сейчас выделяются СМО. 

Вместе с тем, как следует из пояснительной записки, уменьшение размера средств, предоставляемых СМО на ведение дел по ОМС, позволит высвободить средства обязательного страхования в объеме до 6,8 млрд. рублей к 2023 году, которые могут быть направлены на реализацию территориальных программ ОМС. Таким образом, непонятно, за счет каких источников будут финансироваться новые полномочия ФОМС. 

Кроме того, проектируемые нормы способны породить конфликт интересов, поскольку ФОМС становится участником системы ОМС и одновременно будет осуществлять контрольные полномочия в отношении медицинских организаций. Кроме того, передача функции экспертизы медицинской помощи, оказанной гражданам в федеральных медицинских организациях, от СМО в ведение ФОМС, лишает систему медицинской экспертизы в ОМС второго контура контроля. 

В результате будут созданы условия, существенно снижающие уровень конкуренции за пациента как среди поставщиков медицинских услуг, так и среди страховых организаций, усиливающие бюрократическую и коррупционную составляющие в управлении отраслью, усугубляющие региональную дифференциацию финансирования медицинских организаций в субъектах Российской Федерации. 

Исключение из системы ОМС страховщиков на данном этапе касается федеральных медицинских учреждений (около 5 % финансирования системы ОМС), однако финансирование страховых медицинских организаций (CMO) с 2021 года сокращается в 2 раза (законопроекты No 1027750-7, No 1027745-7) – то есть на 13 млрд. руб. в год. Предполагаемая экономия для бюджета указывается в размере 6,8 млрд руб. за 3 года (за 2021-2023 годы). Однако не учтено, что страховые компании ежегодно возвращают в систему ОМС около 12 млрд руб. по результатам медицинской экспертизы.

В ряде случаев принятие решения о двукратном сокращении финансирования СМО приведет к нерентабельности и прекращению их деятельности, что создаст острую социальную напряженность в условиях пандемии, поскольку фонды ОМС не располагают необходимым ресурсом для обеспечения прав застрахованных. 

Кроме того, не учтено, что необходимость существенного сокращения расходов СМО приведет к сокращению расходов на страховых представителей, институт которых успешно развивался в последние годы, вывел на качественно новый уровень систему защиты прав, застрахованных на всей территории страны, заслужил доверие граждан, и назван в качестве целевого в Национальном проекте «Здравоохранение». 

Обращает на себя внимание тот факт, что законопроект, предусматривающий названные нововведения, («законопроект-спутник» к законопроекту о бюджете ФОМС) в нарушение установленных процедур не проходил независимой антикоррупционной экспертизы и не был размещен на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». 

Необоснованность и поспешность предлагаемых решений, отсутствие анализа их последствий не только для страховой отрасли, но и граждан РФ и неизбежно поставят под вопрос выполнение целей Национальных проектов, повлекут за собой электоральные риски, усилят социальную напряженность в субъектах Российской Федерации. 

“Страховое сообщество уверено, что внесение изменений в успешно работающую систему ОМС, находящуюся сейчас под беспрецедентным давлением пандемии коронавируса, должно происходить только после детального их обсуждения с профессионалами – представителями медицинского, страхового и пациентского сообщества. В противном случае принятие радикальных поправок в такие сжатые сроки может привести к тяжелым последствиям для потребителей страховых услуг: к снижению качества и доступности медицинской помощи, уровня социальной защищенности граждан, разрушению единой системы ОМС и дезорганизации здравоохранения. Прямые последствия этого могут выразиться в ухудшении показателей качества жизни граждан”, – сказал Игорь Юргенс.

Законопроект о реформе ОМС также вызвал нарекания у Правового управления Государственной думы. В его Заключении помимо прочих замечаний указано, что согласно действующему законодательству, медицинской организации запрещено отказывать застрахованным лицам в оказании медпомощи в соответствии с территориальной программой ОМС. Текущая редакция поправок предполагает исключить этот пункт из закона, что, по заключению Правового управления «нарушает такие основные принципы охраны здоровья, как социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья, доступность и качество медицинской помощи, недопустимость отказа в оказании медицинской помощи, заложенные в законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».  

Правовое управление также обнаружило ущемление конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в части возможности выбора пациентом федеральной медицинской организации. В настоящее время застрахованные лица могут обратиться за медицинской помощью в любую медицинскую организацию за помощью вне зависимости от территориального расположения. Согласно поправкам для этого потребуется направление лечащего врача из того региона, где прописан застрахованный, или врача федеральной медицинской организации.

Похожие статьи

РСА: средняя выплата по ОСАГО выросла на 10,4% по сравнению с прошлым годом

РСА: средняя выплата по ОСАГО выросла на 10,4% по…

18 декабря в Москве прошёл семинар Российского Союза Автостраховщиков (РСА) для федеральных и региональных СМИ, на котором страховщики обсудили итоги 2024…

Общественный совет при Минсельхозе РФ подвел итоги деятельности в…

Итоговое заседание Общественного совета состоялось в Минсельхозе России 20 декабря при участии министра сельского хозяйства РФ Оксаны Лут.

Свыше трети работников намерены просить повышения в 2025-м году

А каждый четвертый в целях увеличения дохода планирует сменить работу. К такому выводу пришли аналитики сервиса автоматизации найма с AI-инструментами Huntlee…