• 19 июля, 2022
  • 143

«СОГАЗ-Мед»: о гарантиях оказания медицинской помощи в новых реалиях

Что нового появилось за последний год в ОМС и здравоохранении в целом?

Д.В. Толстов:

Вызовы, с которым столкнулась наша страна, можно с уверенностью назвать беспрецедентными. Коснулось это и здравоохранения, которое уже третий год работает в экстремальных условиях. Продолжается борьба с коронавирусной инфекцией, хотя и не в таком масштабе, как в предыдущих два года, но это по-прежнему требует дополнительных ресурсов и внимания в оказании медицинской помощи в системе ОМС.

Со второй половины 2021 года по решению Президента РФ проводится углубленная диспансеризация граждан, перенесших коронавирусную инфекцию. Страховые медицинские организации обеспечивают индивидуальное информирование граждан старше 18 лет о необходимости прохождения профилактических осмотров и диспансеризации, в том числе углубленной, связанной с COVID-19, и оказывают содействие застрахованным в получении реабилитационной медицинской помощи.

По данным Министерства здравоохранения РФ в 2021 году профилактические мероприятия прошли более 50 млн человек, в том числе 2 млн пришли на углубленную диспансеризацию после перенесенного COVID-19. У 60% граждан после перенесенного заболевания, вызванного коронавирусной инфекцией выявлены осложнения. По заключению специалистов реабилитационные мероприятия после коронавирусной инфекции необходимы каждому переболевшему вне зависимости от степени тяжести заболевания. Пациенты, которые перенесли среднетяжелую и тяжелую формы заболевания, нуждаются в обязательной комплексной реабилитации. 

Что было предпринято с финансовой точки зрения?

Д.В. Толстов:

С целью повышения доступности реабилитационных мероприятий после перенесенной коронавирусной инфекции Правительством РФ принято решение о направлении в 2022 году на оснащение региональных медицинских организаций современным реабилитационным оборудованием более 8,8 млрд рублей. Деньги будут направлены на оснащение отделений медицинской реабилитации в 157 клиниках. 

Правительством РФ по-прежнему сохраняются страховые гарантии для врачей, среднего и младшего медицинского персонала, а также водителей машин скорой медицинской помощи, которые заразились COVID-19, оказывая помощь больным. В 2021 г. медицинским работникам уже предоставлены единовременные страховые выплаты на общую сумму 22,2 млрд руб.

Президентом и Правительством Российской Федерации принимаются решения, направленные на устойчивое функционирование здравоохранения и, в том числе, системы обязательного медицинского страхования в условиях сегодняшнего санкционного давления на нашу страну.

В связи с решением Правительства РФ об отсрочке уплаты организациями страховых взносов, которые направляются, в том числе и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (фонд ОМС) приняты решения о компенсации выпадающих доходов фонда ОМС. 

В 2022 году в фонд ОМС будет направлено свыше 324 млрд рублей для обеспечения финансовой устойчивости фонда с целью бесперебойного оказания медицинской помощи гражданам бесплатно по полису обязательного медицинского страхования, что является очень важным в сложившихся для страны условиях.

Приняты решения об опережающем авансировании страховыми медицинскими организациями медицинских организаций (свыше 100% среднемесячного объема финансирования) с целью обеспечения возможности приобретения необходимого медицинского оборудования. Приняты серьезные решения о стабилизации лекарственного обеспечения. Правительством РФ создана специальная комиссия для контроля доступности лекарственных препаратов в режиме онлайн.

На ваш взгляд, какие еще меры необходимо предпринять для гарантированного обеспечения населения медицинской помощью по программам ОМС в нынешней экономической ситуации?

Д.В. Толстов:

Без сомнения, необходимо продолжить реализацию программы модернизации первичного звена здравоохранения, которая стартовала в субъектах Российской Федерации 1 января 2021 года. 

Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи. Вместе с тем, по данным ВСС, 90% всех обращений застрахованных, связанных с доступностью и качеством медицинской помощи, поступают в СМО при получении медицинской помощи в амбулаторных условиях. Основные проблемы, с которыми сталкиваются застрахованные при обращении в первичное звено, это долгое ожидание приема узкого специалиста, отказ в выдаче направления на инструментальное обследование, ожидание лабораторных обследований, превышающих сроки, установленные программой госгарантий, отказ в выдачи направления в федеральные медицинские организации, отсутствие узких специалистов в поликлинике. Врачи не всегда понятно разъясняют состояние здоровья пациентов. В связи с чем, проводимая модернизация должна продолжаться и в современных условиях жизни, что повысит эффективность здравоохранения для граждан в целом.

Без цифровых технологий, направленных на повышение эффективности, функционирование системы здравоохранения, в том числе и системы ОМС, на современном уровне невозможно. Важно ускорить создание механизмов взаимодействия медицинских организаций, страховых медицинских организаций, фондов ОМС на основе единой государственной системы в сфере здравоохранения, внедрения цифровых технологий и платформенных решений, формирующих единый цифровой контур здравоохранения и его взаимодействие с государственной информационной системой ОМС.

Какие плюсы в цифровизации для застрахованных лиц и системы ОМС?

Д.В. Толстов:

Цифровизация делает здравоохранение удобным и прозрачным. С ее использованием можно выстроить оптимальную маршрутизацию пациента в медицинские организации с соблюдением, а иногда и сокращением сроков предоставления плановой медицинской помощи. Доступ медицинских работников к сведениям об оказании пациенту медицинской помощи позволит сократить время и повысить точность установления диагноза, что положительно скажется на своевременности назначения лечения, а впоследствии на его результаты. Кроме того, пациент в своем личном кабинете может видеть результаты всех оказанных медицинских услуг, что может существенно помочь в обеспечении преемственности в дальнейшем лечении, легко контролировать динамику показателей, избавиться от приписок и т.д. Современный цифровой подход в системе ОМС позволит также обеспечить детальный оперативный экспертный контроль оказываемой медицинской помощи, проводимый СМО, что способствует своевременному предупреждению возможных ошибок. Кроме того, это позволит страховщикам оперативно решать вопросы по обращениям застрахованных, связанных с доступностью и качеством медицинской помощи, и восстанавливать их нарушенные права. 

Цифровые технологии поднимут на новый уровень информационное сопровождение застрахованных лиц, осуществляемое СМО, и обеспечат создание системы защиты прав застрахованных лиц в соответствии с национальным проектом «Здравоохранение». 

Важно с помощью цифровых технологий ускорить внедрение электронного документооборота, что значительно снизит затраты всех участников сферы ОМС и повысит эффективность использования ресурсов, что особенно актуально в условиях ограничительных мер. 

Какой вывод можно сделать из всего вышесказанного?

Д.В. Толстов:

Вывод заключается в том, что в сложных экономических условиях для обеспечения граждан гарантированной медицинской помощью по программам ОМС необходима системная поддержка баланса обязательств, данных государством в рамках программы ОМС, и финансовых ресурсов, необходимых на их реализацию, также необходим строгий контроль целевого использования выделяемых средств.

Похожие статьи

«Росгосстрах» и «Автокод» выяснили, сколько россияне тратят на такси

Такси остается одним из самых популярных способов передвижения у россиян, занимая третье место после личных автомобилей и метро, выяснили страховая компания…

Семейные программы «Росгосстрах Жизнь» стали лучшими по версии экспертов…

По мнению экспертного совета XV юбилейной премии «Выбор потребителей», программы «Забота о семье» и «Забота о будущем» от СК «Росгосстрах Жизнь»…

Пледы, коты, кофе — россияне рассказали про самые эффективные…

Россияне назвали домашний уют, котов и ароматные напитки главными лекарствами от осенней хандры, показал опрос, проведенный Аналитическим центром «АльфаСтрахование».