• 24 ноября, 2025

«Назрела и даже перезрела»: эксперты о реформе натурального возмещения в ОСАГО

ОСАГО: общественная экспертиза

Информационный проект

Эксперты страхового рынка назвали натуральную форму возмещения ущерба самой насущной проблемой в ОСАГО.

Российский рынок автозапчастей столкнулся с затруднениями в 2022 году, и с тех пор постепенно начали появляться жалобы от страхователей сегмента обязательного автострахования на снижение доступности ремонта. Начальник Управления методологии урегулирования убытков РСА Екатерина Гринёва отмечает, что страховым компаниям сложно организовывать восстановительный ремонт по ОСАГО в нынешних условиях. Особенно критична ситуация, если автовладелец хочет, чтобы ремонт проводился исключительно оригинальными запчастями, что в методике расчёта для ОСАГО не заложено как база в принципе. Если на рынке есть аналоги, учитываются их цены.

«Ещё один момент: сроки поставок запчастей могут составлять до 150 дней, что критично для автовладельцев, использующих машину для работы, или автопарков, когда отсутствие автотранспорта – это простой и убытки. Эта ситуация ведёт к росту числа судебных споров: когда страховщик не может выполнить требования автовладельца ввиду сложившейся ситуации, водитель идёт в суд и отсуживает крупные суммы — порой свыше 400 тысяч рублей. Судебные расходы при этом ложатся на страховщиков», – пояснила Гринёва. – «Решением станет внесение изменений в закон об ОСАГО, согласно которым будет предусмотрена альтернативная форма ремонта, когда автовладелец сам выбирает станцию и ремонтирует повреждения, и после ремонта может получить доплату стоимости износа от страховой компании».

Ещё один важный момент, по мнению Екатерины Гринёвой, который способен качественно улучшить ситуацию с натуральным возмещением в ОСАГО, – более активное использование бывших в употреблении запчастей. Сегодня законодательство запрещает страховщикам использовать б/у запчасти, кроме случаев, если на это согласен сам потребитель.

В свою очередь, руководитель рабочей группы Народного фронта «Защита прав автомобилистов» Пётр Шкуматов также уверен, что реформа натурального возмещения в ОСАГО давно назрела и даже перезрела. Обновление системы неизбежно, являясь одним из наиболее актуальных вопросов, который необходимо довести до логического завершения.

«Текущая схема ремонта, сформированная ещё до введения санкций против нашей страны, фактически утратила актуальность: обеспечить ремонт по действующим в законе стандартам для большинства автомобилей теперь невозможно. Старая формула должна уйти из закона, а в новой ключевую роль сыграют два момента: отсутствие износа и свобода выбора запчастей — каких именно: новых, оригинальных или альтернативных, — решает сам автовладелец. Один водитель готов ждать новые оригинальные запчасти полгода, а другой согласен на б\у запчасти или детали с разборки, если ремонт закончат быстро. Этот вариант для страхователей, очевидно, будет выгоднее, чем получение денежной выплаты с учётом износа», – уверен Шкуматов.

Чтобы такая формула стала возможной без лишних сложностей и подводных камней, эксперт считает логичным перевести систему ОСАГО на модель самостоятельного ремонта автовладельцем в выбранной им станции техобслуживания, а затем прямых расчётов между страховой компанией и СТО.

«Страховая компания, в отличие от клиента, не может купить запчасти для ремонта на разборке: её ограничивают стандарты, прописанные в законе об ОСАГО. Автовладельцу такие ограничения не мешают, а значит, не стоит усложнять систему попытками что-то разрешить или запретить. Логичнее провести реформу натурального возмещения в ОСАГО и дать владельцам автомобилей право самостоятельно выбирать СТО и тип используемых деталей.», – пояснил своё предложение Шкуматов. – «Если натуральное возмещение будет построено с учётом всех обозначенных нюансов, эксперт убежден, что количество автовладельцев, которые захотят воспользоваться этой опцией, может вырасти до 40-50%».

Похожие статьи

НСИС начал выявлять недобросовестных страховых агентов

Национальная страховая информационная система (НСИС) начала выявлять недобросовестные практики страховых агентов и ведет диалог об ужесточении подходов к деятельности посредников, рассказал…

Автоэксперт Шкуматов: контроль за наличием ОСАГО у водителей грузовиков…

Как утверждает руководитель рабочей группы Народного фронта «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов, контроль за наличием обязательной «автогражданки» особенно актуален в сегменте…
Члены НССО и РСА на общем собрании единогласно переизбрали Евгения Уфимцева президентом союзов на второй срок

Члены НССО и РСА на общем собрании единогласно переизбрали…

20 ноября 2025 года состоялись внеочередные общие собрания членов Национального союза страховщиков ответственности (НССО) и Российского союза страховщиков (РСА), в рамках…