• 11 января, 2023
  • 130

Общественная палата Российской Федерации предлагает внести изменения в закон об ОСАГО

ОСАГО: общественная экспертиза

Информационный проект

Комиссия Общественной палаты РФ подготовила резолюцию, содержащую ряд рекомендательных мер по поддержке сегмента ОСАГО. Документ будет направлен на рассмотрение Правительства РФ для дальнейшего внесения изменений в закон об ОСАГО: предлагается увеличить минимальные сроки страхового ремонта и разрешить использование бывших в употреблении запчастей. Кроме того, резолюция включает рекомендации по стратегии импортозамещения и развития отечественной автомобильной промышленности.

Резолюция подготовлена по итогам круглого стола, организованного Комиссией Общественной палаты РФ 19 сентября 2022 года. Заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Холодов объясняет необходимость данных мер: «Сейчас очень сложно найти ту грань, которая бы помогла соблюсти интересы сразу двух сторон. С одной стороны, автомобилистов, которые не должны страдать от того, что увеличены сроки. По закону в течение 30 дней им должны вернуть автомобиль. Месяц без машины и так для многих трагедия, и увеличивать срок не всегда приятно. С другой стороны, нужно понимать, что сейчас сложная экономическая ситуация и другая реальность для страховых компаний, нужно сделать так, чтобы была возможность ремонтировать автомобили, а не только выплачивать компенсацию деньгами. Как правильно поступить, так и не пришли к единому мнению во время круглого стола. Но этим вопросом нужно заниматься, поэтому рекомендации направят в том числе в Госдуму».

В обсуждении приняли участие представители Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Российского Союза Автостраховщиков (РСА), страховых организаций, станций технического обслуживания, отраслевых союзов и ассоциаций, а также научного и экспертного сообществ.

В РСА напоминают, что кризис автозапчастей в РФ длится не первый месяц и только нарастает: зарубежные автопроизводители начали покидать российский рынок с февраля 2022 года, а санкционное давление и проблемы в логистических цепочках привели к дефициту и серьезному подорожанию запчастей. С начала года ремонт автомобиля по ОСАГО подорожал в среднем на 30%, а многие оригинальные запчасти приобрести практически невозможно. В связи с этим был принят ряд антикризисных мер, среди которых сентябрьское расширение тарифного коридора и разрешение рассчитывать стоимость ремонта только по стоимости аналогов оригинальных запчастей, если последние отсутствуют на российском рынке.

Предложенные участниками круглого стола инициативы послужат дополнением к уже принятым мерам. В первую очередь следует рассмотреть возможность использования при ремонте по ОСАГО бывших в употреблении или восстановленных автомобильных комплектующих, уверен научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

«Россия попала в эпоху дефицита, и выйти из этого кризиса будет непросто. Необходимо оперативно реагировать на текущие вызовы, чтобы не страдали отрасль и население. Необходимо проанализировать опыт Приморья, где б/у запчасти на редкие праворульные автомобили успешно устанавливают уже не первый год. Важно понимать, что речь не о принудительном использовании бывших в употреблении запчастей, а лишь в тех случаях, когда на это согласен потерпевший. Многие автомобилисты, особенно в регионах, предпочитают установить оригинальную б/у деталь вместо нового аналога при ремонте автомобиля. На некоторые модели редких автомобилей просто нет других вариантов, кроме как детали с «разборок».

Использование б/у комплектующих никак не должно влиять на безопасность дорожного движения, и для этого запчасти должны быть сертифицированы, подчеркнул представитель ГИБДД Денис Ануфриев.

С ним согласен член правления союза автосервисов, заместитель Генерального директора автокомплекса «ЕвроАвто» Илья Плисов: «Мы можем исключать сложные агрегаты по типу тормозных, которые влияют на безопасность, но в большинстве случаев ДТП требуют замены именно кузовных запчастей, и это не критично. В расчетах необходимо учесть расходы на логистику и восстановление как Б/У запчастей, так и аналогов».

Не менее актуально предложение увеличить сроки проведения восстановительного ремонта. Согласно законодательству, страховщик должен отремонтировать автомобиль максимум за 30 календарных дней. В случае нарушения дедлайна, что в нынешних реалиях фактически неизбежно, компании придется уплатить неустойку (пени). «Станции техобслуживания не могут гарантировать проведение ремонта за 30 календарных дней, а могут лишь сказать, что вероятно запчасти появятся в течение 60 рабочих дней. Конечно, мы так работать не можем, ведь каждый день просрочки по ремонту для страховой компании – это жалобы недовольных клиентов в ЦБ РФ и обращение в суд, а следом и штрафы, пенни», – пояснил вице-президент, директор департамента по взаимодействию с органами государственной власти «АльфаСтрахование» Алексей Артамонов.

И, наконец, все участники круглого стола отметили стратегическую важность развития собственного производства. Правительству рекомендуется пересмотреть и актуализировать систему мер стратегического планирования, в части обеспечения импортозамещения и развития отечественной автомобильной промышленности, в том числе разработать актуальную систему государственной поддержки российских производителей материалов и запасных частей для стимулирования увеличения объемов и расширения ассортимента производимой автомобильной продукции.

Похожие статьи

Три региона изучают возможности потоковой проверки ОСАГО на дорогах…

Глава АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС, оператор АИС страхования) Николай Галушин анонсировал потоковую проверку ОСАГО на дорогах в трех регионах…
За 11 месяцев 2024 года было продано 27 млн полисов электронного ОСАГО

За 11 месяцев 2024 года было продано 27 млн…

Согласно статистике Российского Союза Автостраховщиков (РСА) с января по ноябрь 2024 года в России было продано 27 млн полисов электронного ОСАГО,…
В ноябре 2024 года средняя премия по ОСАГО продолжила снижение, средняя выплата – рост

В ноябре 2024 года средняя премия по ОСАГО продолжила…

По данным Российского Союза Автостраховщиков (РСА), в ноябре 2024 года средняя премия по ОСАГО составила 7 539 рублей, что на 4,6%…