- 10 мая, 2023
- 168
ПЕРЕСТРАХОВАНИЕ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ РИСКА
За прошедший год российский рынок перестрахования кардинально изменился. АО РНПК сегодня является фактически единственным перестраховщиком, который предоставляет поддержку российскому рынку и в необходимом объеме обеспечивает перестрахование российских страховщиков и страхователей. О том, какие изменения в перестраховании могут произойти, как будут создаваться новые правила, рассказывает Наталья Карпова, Президент — Председатель Правления АО РНПК.
Современные страховые технологии: В чем состоит политика перестрахования, которую проводит РНПК?
Наталья Карпова: Принцип сохранения текущих условий перестрахования был анонсирован на 2022 и 2023 годы.
Перед нами стоит большая и важная задача поддержки российского страхового рынка в условиях, когда перестраховочного рынка, в связи с отсутствием альтернативы, фактически не стало. Но это не значит, что мы должны поддерживать безоговорочно.
С 2022 года перезаключение всех договоров происходит на текущих условиях, кроме случаев, где появляются новые риски, значительно ухудшающие ситуацию. Мы оставляем за собой право изменить условия, если произошли существенные изменения степени риска либо в определенном сегменте, либо у клиента, или, если у нас потеряны все возможности управлять риском.
Хочу еще раз подчеркнуть, что РНПК не меняла тарифы. У нас нет задачи искусственно завышать стоимость перестрахования. Исключение составляли лишь случаи конкретных клиентов, где произошли существенные убытки — в этих случаях цену или покрытие мы пересматривали. Но они единичны.
Сейчас большинство облигаторных перестраховочных договоров на новый год уже заключено. Если у страховой компании не было убытков либо эти убытки были незначительными, для нее ничего не изменилось. Повышение ставки по облигаторным договорам получили 2–3 компании, у которых были крупные убытки. Аналогичной практики всегда придерживались и западные перестраховщики.
ССТ: За прошлый год вам удалось увидеть и оценить срез реализованных рисков. Какие новые риски Вы бы отметили?
Н. К.: В числе новых рисков мы увидели риски ареста морских и воздушных судов, убытки в промышленном сегменте и убытки в связи с военными рисками: падение беспилотных летательных объектов или разрушения сейчас встречаются достаточно часто.
Отдельно нужно отметить существенный рост статистики пожаров складских помещений и торговых центров в 2022 году, а также существенное увеличение тяжести последствий страховых случаев.
ССТ: В чем Вы видите причину роста числа событий в этом сегменте и увеличения их тяжести?
Н. К.: На наш взгляд, есть несколько факторов.
Во-первых, серьезное пренебрежение нормами пожарной безопасности. Например, при проведении огневых и сварочных работ или в случае несанкционированного использования бытовых электронагревательных приборов, не предусмотренных проектной документацией склада, и т. д.
Возможно, все это отголоски пандемии, когда большая часть персонала работала удаленно и внимание к вопросам пожарной безопасности было ослаблено, а возможно сказывается и текущая экономическая ситуация, когда предприниматели пытаются оптимизировать свои издержки и нередко экономят на средствах и мерах безопасности.
Во-вторых, нельзя забывать о том, что во время финансово-экономического кризиса у некоторых страхователей возникает желание избавиться от какого-то товара или имущества. Это характерно не только для России.
Все эти факторы повлияли на убытки в складском сегменте и в сегменте торгово-развлекательных центров.
ССТ: Какие шаги планирует предпринимать РНПК в этой ситуации?
Н. К.: Перед нами встала дилемма. Выйти из этих рисков или сократить долю своего участия у нас нет возможности. Менять условия или повышать тарифы мы считаем нецелесообразным без надлежащих расчетов и статистики. Будет просто нечестно поднимать цены для всего рынка, не имея при этом достоверных данных. В текущих реалиях у нас есть только возможность изменить страховое покрытие и подходы к оценке риска.
Мы провели ряд встреч со страховщиками, представителями складских предприятий, торговых центров и предложили более системный подход к оценке складских рисков и ТРЦ. Страховщики должны регулярно осматривать объекты, подлежащие страхованию, в соответствии с определенными РНПК суммами, от которых такие осмотры должны проходить. Если страховщики не могут проводить осмотр своими силами, мы готовы предоставить ресурсы нашего Инженерного центра. Страховая компания должна более ответственно и внимательно относиться к тому, что она принимает на страхование.
Второй момент — это условия в части покрытия, а именно исключения, связанные с грубым нарушением норм и правил пожарной безопасности. Мы откажем в выплате, если, например, сварочные работы проводились с нарушением действующих норм проведения сварочных работ. Такие исключения в том или ином виде у страховщиков уже были, мы их четко систематизировали.
С 2022 года перезаключение всех договоров происходит на текущих условиях, кроме случаев, где появляются новые риски, значительно ухудшающие ситуацию. Мы оставляем за собой право изменить условия, если произошли существенные изменения степени риска либо в определенном сегменте, либо у клиента, или, если у нас потеряны все возможности управлять риском.
ССТ: Если сварочные работы проводил подрядчик, каким образом клиент виноват в случившемся?
Н. К.: Любой собственник несет ответственность за привлечение недобросовестных подрядчиков. А каждый подрядчик осуществляет работы с разрешения и согласования владельца объекта, который, в свою очередь, обязан контролировать действия подрядчика.
Все, что мы сделали — повысили ответственность владельцев, в том числе арендаторов помещений за соблюдение конкретных норм и правил пожарной безопасности. Правил, которые согласно действующему законодательству и требованиям пожарной безопасности должны соблюдаться по умолчанию. Однако зачастую мы становимся свидетелями ситуаций, когда владельцы складских помещений страхуются как раз на случай нарушения персоналом или подрядчиками требований пожарной безопасности. Менеджмент издал приказ, сотрудники формально прослушали лекцию по технике безопасности, все поставили галочки и забыли. Просто выпустить инструкции по правилам безопасности недостаточно, их соблюдение нужно и важно контролировать.
Владелец должен заботиться о сохранности своего имущества так же, как если бы имущество не было застраховано. Страховщик должен проводить осмотры и, в случае необходимости, давать рекомендации по повышению уровня пожарной безопасности объектов. Если нельзя чайники включать в помещении, то ответственный за пожарную безопасность должен следить, чтобы чайников в этом помещении не было. Один из крупных убытков прошлого года как раз и возник в результате использования чайника в неприспособленном для этого помещении.
Мы провели ряд встреч со страховщиками, представителями складских предприятий, торговых центров и предложили более системный подход к оценке складских рисков и ТРЦ. Страховщики должны регулярно осматривать объекты, подлежащие страхованию, в соответствии с определенными РНПК суммами, от которых такие осмотры должны проходить. Если страховщики не могут проводить осмотр своими силами, мы готовы предоставить ресурсы нашего Инженерного центра.
ССТ: Что должно произойти, чтобы страховая компания признала случай страховым?
Н. К.: Ситуации бывают разные, они всегда рассматриваются индивидуально и во всех подробностях.
Например, страхователь соблюдал все правила, но загорелось соседнее помещение и пожар перешел на площадь страхователя: в таком случае страховая компания всегда признает наступление страхового случая. То же касается убытка, возникшего в результате аварийной работы оборудования, поджога, скачка напряжения в сети и т. д.
Нашими оговорками мы ввели точечные исключения, которые отражают причины крупных убытков. По сути дела, это закрытый перечень ситуаций, послуживших причиной крупных убытков. Уверена, что объяснить это собственнику или арендатору несложно. Большинство страховщиков поддержало такой подход и считает правильным, что исключения будут едиными для всего рынка. Так мы сможем сообща постепенно приобщить страхователей к правильной культуре страхования и управлению своими рисками.
ССТ: А как отреагировали на эти предложения владельцы складов?
Н. К.: Мы готовились к тяжелому разговору. Но на удивление все вопросы и замечания собственников касались лишь уточнения отдельных формулировок в правилах страхования и исключениях.
Принципиальных возражений, сдерживающих развитие страхования этого сегмента, мы не услышали.
ГЛОБАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ»
- Оценка обоснованности тарифов перестрахования для российского рынка.
- Получение и анализ статистики российского страхового рынка в разрезе отраслей: от страховщиков, Росстата и профильных ведомств.
- На первом этапе оценка четырех пилотных направлений: склады, электроэнергетика, нефтепереработка, авиация.
- Участие в анализе и расчетов специалистов Гильдии Актуариев.
- Широкое обсуждение результатов и выводов со страховым сообществом.
- Формирование «Риск-профиля объекта» в рамках глобального проекта.
ССТ: В 2022 году вы приняли в перестрахование портфель российских страховщиков, сохранив международные подходы. Нужно ли ожидать изменений?
Н. К.: Сейчас российский страховой рынок живет на условиях международного перестрахования, но мы понимаем, что нужно глобально менять все. Нам необходимо верифицировать все действующие тарифы, которые рассчитаны на базе международной статистики. С одной стороны, чем больше выборка, тем достовернее данные и четче правила. Но в то же время международная статистика включает ураганы, стихийные бедствия, например, далекого Мексиканского залива, и многие другие явления, которые не характерны для России. Чтобы понимать степень обоснованности тарифов именно для нашего рынка, РНПК запустила глобальный проект «Ценообразование».
ССТ: В чем состоит его суть?
Н. К.: Мы хотим собрать всю статистику, которая есть на российском рынке, в разрезе разных отраслей, и понять адекватность стоимости перестрахования.
В сегментах с практически полным проникновением страхования, таких как складские риски, мы планируем получать данные непосредственно от страховщиков. В сегментах с незначительным проникновением страхования, например, сельское хозяйство, достоверной статистики у страховщиков нет. Такие данные мы дополним статистикой из других источников — Росстата, МЧС, Минсельхоза и др.
На основании этого исследования мы сможем вывести объективный, однозначно обоснованный базовый тариф.
ССТ: Как технически проходит сбор информации от страховщиков?
Н. К.: Изначально мы обратились к страховщикам с достаточно широким запросом, который, по сути, касался всего портфеля. Однако в процессе осознали, что это слишком большой массив данных. После чего существенно сузили границы запроса до четырех пилотных направлений: склады, электроэнергетика, нефтепереработка, авиация. Ими мы и будем заниматься в течение этого года.
Чтобы получить наиболее объективные суждения, мы поделимся со страховщиками всей собранной информацией в обобщенном, обезличенном виде, и нашими выводами. К расчетам планируем подключить коллег из Гильдии Актуариев.
Параллельно мы будем работать над проектом «Риск-профиль объекта», который является неотъемлемой частью «Ценообразования». Понятно, что базовый тариф — это базовый тариф. Но важно понимать степень риска на конкретном объекте, ее отличие от других объектов, и провести определенный анализ всех условий. Для составления риск-профиля мы изучаем отчеты больших объектов силами Инженерного центра РНПК, а также возможно будем привлекать инженеров других страховщиков.
В настоящее время уже разработаны рисковые факторы, которые нужно учитывать при осмотре и проведении оценки состояния предприятия, идет формирование базы данных и риск-профиля по каждому объекту. Получить данные, на основании которых можно адекватно устанавливать тариф для заключения новых договоров, мы планируем до конца года.
Подобная работа проводится у нас впервые, поэтому результаты могут оказаться неожиданными даже для нас самих. Например, расчеты покажут, что по каким-то сегментам страхования тариф должен быть в 5 раз выше, чем сейчас. Но мы будем понимать, почему так получилось, будем вести диалог с рынком, совместно менять условия страхования, выходить с предложениями по повышению уровня безопасности объектов и др. Вариантов много. Но самый правильный путь — вовлечение страхователей в повышение защищенности их объектов.