- 16 октября, 2023
- 61
Первые карманные деньги: учим ребенка разумным тратам
Импульсивные и неосмысленные траты, неумение копить деньги и непонимание их ценности — одни из наиболее распространенных проблем, с которыми сталкиваются дети и подростки при обращении с деньгами, показал недавно проведенный опрос СберНПФ и образовательной платформы MAXIMUM EDUCATION среди родителей детей в возрасте от 6 до 18 лет. Исполнительный директор СберНПФ Алла Пальшина поделилась рекомендациями, как сделать процесс обучения ребенка базовым финансовым навыкам более эффективным.
Для формирования финансовой грамотности подрастающему поколению нужна развивающая среда. Важно, чтобы у ребенка были собственные деньги, которыми он cможет распоряжаться по своему усмотрению. Только на личном опыте дети смогут научиться эффективно тратить карманные деньги, копить их и оценивать риски.
Совет № 1 — Обучаем базовым принципам
Поделюсь случаем из жизни: знакомые до девятого класса не давали ребенку деньги на карманные расходы, а потом резко выделили 5 тысяч рублей на неделю. Как итог — подросток, не осознавая ценности такой купюры, отдал ее постороннему человеку.
Поэтому приучать детей к пониманию собственного бюджета необходимо как можно раньше — с 4-5 лет. Заводить разговор о финансах можно с простой просьбы что-то купить. В ответ родителю стоит объяснить, что деньги — это ограниченный ресурс.
При выдаче карманного бюджета важно договориться с ребенком и рассказать о новых правилах. Во-первых, определить период, когда он будет получать деньги, например, ежедневно или раз в неделю. Во-вторых, обозначить возможные цели покупок, будь это сладость или дорогая игрушка. В-третьих, объяснить значение ценников: например, сказать, что ребенок может купить все, где стоят две цифры, а на остальное ему нужно копить.
Помимо этого нужно завести копилку, куда ребенок может складывать карманные деньги, и обеспечить к ней прямой доступ.
Иногда взрослый может предложить поменять деньги меньшего номинала на больший. Этот нехитрый прием познакомит ребенка с разными купюрами.
Совет № 2 — Даем наличные, но приучаем к картам
Начинать знакомство с деньгами лучше с наличных. Физический контакт дает понимание ценности денег. А вот списание 100 рублей с карты не всегда заметишь. Виртуальные деньги – на карте – даже для взрослого меняют понимание масштабов трат. Может сложиться впечатление, что средств на счету много.
Как только ребенок освоится с наличными, можно открывать и банковскую карту. Важно при этом объяснить, какие риски несет ее потеря, и призвать быть более внимательным к ней. Сегодня банки выпускают детские карты, как у взрослых – и по внешнему виду, и по функционалу. Можно вместе с ребенком сравнить взрослую и детскую карты, провести экскурсию по банковскому приложению, показать, как вы переводите на карточку деньги и контролируете баланс.
Совет № 3 — Приучаем к онлайн-шопингу
В век развития технологий многие взрослые перестают ходить в магазины и заказывают продукты и вещи онлайн. Ребенок также может принять участие в интерактивном процессе, например, выбрать себе какую-нибудь игрушку. Однако формирование корзины и саму покупку завершают уже родители. Со временем дети научатся ориентироваться на сайтах, понимать, в какой категории находится товар и сколько позиций можно добавить в список покупок.
И лучше договориться на берегу, что все крупные покупки ребенок обсуждает с родителями. По данным нашего исследования, дети чаще всего самостоятельно копят на гаджеты. Здесь, безусловно, будет полезна обратная связь от взрослого: это поможет ребенку принять взвешенное решение о покупке.
Совет № 4 — Рассчитываем сумму карманных денег
Родителям необходимо разделять потраченные на ребенка средства: на обязательные расходы — оплата проезда или школьных обедов, и учитывать надбавку на необязательные мелочи. Чтобы определить детский карманный бюджет, нужно понять, какие траты предстоят школьнику. Самое важное, что ребенок не оставался голодным в течение дня, то есть все его потребности должны быть закрыты. Исходя из этого, ему можно выделять 50-100 рублей ежедневно на непредвиденные расходы, например, покупку в столовой булочки или сока.
Если школьник остается на продленке или занимается в кружке, то нужно выделять уже больше карманных денег — 100-200 рублей. Обычно этой суммы достаточно, чтобы ребенок мог перекусить, оплатить проезд или купить недостающие канцтовары.
Совет № 5 — Контролируем траты
Необходимо обсуждать детский бюджет и то, как он был потрачен. При этом важно дать ребенку право на ошибку. Например, не стоит отказывать, если в магазине он хочет купить очередную игрушку и у вас в моменте есть возможность на нее потратиться. Кто из нас и во взрослом возрасте не совершает спонтанные покупки? Просто через пару дней обратите внимание ребенка на то, как быстро игрушка стала ему не нужна, попробуйте вместе определить, какие покупки действительно необходимы и будут полезны долгое время.
Наблюдать за детскими тратами сегодня можно в банковских приложениях. Там же можно установить лимиты на расходы, отключить возможность свободно расплачиваться в интернете (на телефон родителя поступит СМС с кодом подтверждения) и др. Но контролировать траты нужно деликатно, чтобы это не превратилось в слежку, и ребенок не перестал вам доверять. Конструктивный диалог и качественная обратная связь приучат подрастающее поколение к финансовой дисциплине.