• 5 апреля, 2023
  • 136

При росте стоимости ряда запчастей на 30–50% стоимость ОСАГО для безаварийных водителей выросла только на 8%

ОСАГО: общественная экспертиза

Информационный проект

Такие данные были озвучены 4 апреля на совещании в Совете Федерации РФ «ОСАГО: баланс интересов страховых организаций и владельцев транспортных средств».

4 апреля 2023 года в Совете Федерации РФ прошло совещание «ОСАГО: баланс интересов страховых организаций и владельцев транспортных средств». В мероприятии приняли участие представители Минфина, Минпромторга, Минтранса, Минэкономразвития, Банка России, МВД РФ, Российского Союза Автостраховщиков (РСА), Национального автомобильного союза, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, профильных региональных органов исполнительной власти, руководители крупнейших российских страховых компаний и эксперты.

Открывая мероприятие, председатель Комитета СФ по экономической политике Андрей Кутепов подчеркнул важность вопроса сохранения баланса между доступностью тарифов ОСАГО для автомобилистов и снижением убыточности сегмента для страховых компаний. Спикер также обратил внимание на актуальные вопросы последнего полугодия, прежде всего, запуск системы фото- видеофиксации наличия ОСАГО и увеличение размера штрафов за отсутствие страховки. Кутепов отметил, что проблема особенно актуальна на фоне снижения количества сотрудников дорожно-патрульных служб, которые сейчас являются единственным механизмом проверки ОСАГО на дорогах.

«Напомню, что обязательное страхование в гражданской ответственности ввели 20 лет назад, за это время более 25 раз вносили изменения в закон, однако поиск идеальной формы продолжается. Всегда, когда речь идет об ОСАГО, возникает вопрос, как сохранить доступность тарифов для населения, при этом сделать страхование безубыточным для страховых компаний», – сказал Кутепов.

Говоря о мерах по совершенствованию нормативно-правового регулирования системы ОСАГО, заместитель Министра финансов РФ Алексей Моисеев поддержал увеличение размера штрафов за отсутствие полиса до 5 тысяч рублей. При этом позиция Минфина базируется на том, что ОСАГО – это социально значимый проект: «нельзя допустить возвращение в 90-е, когда у автомобилистов не было способа защитить свою ответственность перед третьими лицами».

При этом система ОСАГО должна учитывать как интересы граждан, так и экономические реалии.  «Мы все видим рост цен на запчасти. Не может быть эффективным инструментом тариф, который не является оправданным с точки зрения фактической стоимости ремонта». В связи с этим Алексей Моисеев предлагает в том числе рассмотреть внимательнее вопрос использования б/у запчастей. В частности, Минтрансу РФ как ведомству, которое отвечает за безопасность дорожного движения, предлагается проработать вопрос регулирования использования запчастей, бывших в употреблении. Также Моисеев подчеркнул, что никто не предлагает использовать при ремонте автомобилей в рамках ОСАГО, например, б/у тормозные колодки, в приоритете должна быть безопасность дорожного движения.

И.о. директора департамента страхового рынка Банка России Илья Смирнов, в свою очередь, привел статистику по выплатам в ОСАГО. По данным регулятора, средняя стоимость полиса увеличилась на 17%, но при этом стоимость полиса для безаварийных водителей со стажем от 3 лет выросла всего лишь на 8%. «Это показывает, что в значительной степени цена полиса отражает и ожидания страховщиков, и фактическую аварийность водителей», – резюмировал спикер.

Смирнов также высказался по поводу возможности использования б/у запчастей при проведении восстановительного ремонта по ОСАГО. По его словам, регулятор в целом одобряет введение данного механизма, но подчеркивает, что оно станет возможным только при условии обеспечения должного уровня безопасности и качества ремонта с применением компонентов вторичного использования.

Напомним, что, для решения проблемы дефицита автомобильных запчастей, вызванной уходом ряда западных автопроизводителей с российского рынка в прошлом году, Банк России разрешил с 11 сентября 2022 года учитывать цены аналогов запчастей для оценки стоимости ремонта в ОСАГО. Но только в том случае, если оригинальная деталь отсутствует на рынке. Мера была призвана защитить рынок от необоснованного роста цен на запасные части и сдержать рост стоимости полисов ОСАГО.

Продолжая обсуждение ситуации с запчастями, президент РСА Евгений Уфимцев признал, что проблема с запасными частями на сегодняшний день объективно существует несмотря на то, что с осени 2022 года их поставки увеличились, в том числе и благодаря механизму параллельного импорта. Он отметил также, что для автомобилей старше 10 лет новы запчасти попросту не завозят.

«Например, у нас в стране 3 млн автомобилей – праворульные. На них изначально никто не производит у нас и не возит новые запасные части. Для них единственный выход –ремонтировать запасными частями, бывшими в употреблении. Конечно, нужны четкие, понятные ориентиры, в каких случаях допускается ремонт б/у деталями, каких именно агрегатов, чтобы не было влияния на безопасность дорожного движения».

Евгений Уфимцев, также рассказал, что страховое сообщество своевременно отреагировало на повышение цен комплектующих, которое отражается в справочниках средней стоимости автозапчастей.

«В прошлом году в справочниках от 19 июня был зафиксирован рост на 28,6%. Отдельные марки машин иностранного производства, конечно, показали более существенный рост, 30–50%. Отечественные, которые были с хорошей локализацией по запасным частям, выросли на 20%. Очень часто страховщиков упрекали, что результат наших действий по стабилизации рынка ОСАГО не видно сразу, но надо понимать, что выплаты просто несколько отложены по срокам. Так, в 2021 году средняя выплата составляла 71 тысячу рублей. А, начиная с декабря, 2022 года мы зафиксировали повышение средней выплаты по обязательной «автогражданке», до 90 тысяч рублей, и она продолжает расти. Это связано именно с тем, что запасные части, к сожалению, существенно подорожали».

Президент РСА также подчеркнул, что проблема решения вопроса использования б/у запчастей затрагивает не только автомобили физлиц, но и транспортные средства перевозчиков. «Это, в первую очередь, автобусы, у которых тоже возникает большая проблема с поставками запасных частей или агрегатов. По этим элементам необходимо определить порядок их восстановления и возможности после него использовать в ремонте Использование ремзаводов и других инструментов стабилизации рынка – это правильный вектор, который страховое сообщество поддерживает».

Снижение количества заключенных договоров ОСАГО с 42 млн в 2021 году до 40,3 млн в 2022 году в РСА связывают с тем, что в прошлом году количество новых автомобилей резко обвалилось, но при этом сохранилась естественная убыль транспортных средств. Показатели 1 квартал 2023 года демонстрируют нормализацию ситуации и дают повод для умеренного оптимизма. Это связано в том числе с расширением продуктовой линейки и числа продаваемых в России китайских машин, в результате чего рынок новых автомобилей оживился.

Похожие статьи

Три региона изучают возможности потоковой проверки ОСАГО на дорогах…

Глава АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС, оператор АИС страхования) Николай Галушин анонсировал потоковую проверку ОСАГО на дорогах в трех регионах…
За 11 месяцев 2024 года было продано 27 млн полисов электронного ОСАГО

За 11 месяцев 2024 года было продано 27 млн…

Согласно статистике Российского Союза Автостраховщиков (РСА) с января по ноябрь 2024 года в России было продано 27 млн полисов электронного ОСАГО,…
В ноябре 2024 года средняя премия по ОСАГО продолжила снижение, средняя выплата – рост

В ноябре 2024 года средняя премия по ОСАГО продолжила…

По данным Российского Союза Автостраховщиков (РСА), в ноябре 2024 года средняя премия по ОСАГО составила 7 539 рублей, что на 4,6%…