- 7 октября, 2025
Приоритет натурального возмещения по ОСАГО целесообразен, но важно оставить автовладельцам право выбора: итоги парламентских слушаний в Госдуме
ОСАГО: общественная экспертиза
Информационный проект
Эксперты обсудили возможные нововведения в части натурального возмещения по ОСАГО на парламентских слушаниях в Госдуме.
6 октября в Государственной думе прошли парламентские слушания, в рамках которых были рассмотрены поправки в Закон об ОСАГО в части натурального возмещения. Президент Российского Союза Автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев обозначил стоящую перед страховым сообществом проблему. По его словам, доля восстановительного ремонта по ОСАГО сейчас не превышает 5-6%.
Уфимцев добавил, что в реализации натурального возмещения в новых для рынка условиях есть ряд сложностей. Поскольку страховщик не проводит ремонт самостоятельно, он зависит от СТО и поставщиков запчастей. В свою очередь, СТО не подконтрольны страховщикам, и на них не распространяется действие Закона об ОСАГО. Они не обязаны заключать договор со страховой компанией и могут отказаться проводить ремонт даже при наличии направления у клиента. Таким образом, на данный момент в действующих положениях закона нормальное функционирование системы натурального возмещения невозможно.
Для решения проблемы страховщики предлагают провести реформу системы возмещения вреда по ОСАГО. Так, предлагается внести в Закон об ОСАГО дополнение, согласно которому, если ремонт не организован страховщиком, но потерпевший после получения страховой выплаты отремонтировал автомобиль и ремонт состоялся в течение 9 месяцев после первой выплаты, потерпевший вправе обратиться к страховщику за компенсацией стоимости износа, которая по условиям закона вычитается из страховой выплаты, но подлежит возмещению при натуральной форме. Важно отметить, что предложение носит компенсирующий характер, по сути, для той категории автомобилистам, которым требуется восстановительный ремонт после ДТП, при этом сохраняется возможность заключить со страховщиком соглашение и получить денежную выплату и далее распоряжаться ей по своему усмотрению.
В рамках парламентских слушаний председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков сообщил, что кризис на рынке автозапчастей привел к повышению уровня мошенничества:
«Сейчас понятно, что в условиях ухода многих производителей автомобилей из нашей страны возникают сложности по части восстановительного ремонта. Этим пользуются в том числе и «ушлые ребята», которые составляют договоры с теми, кто попал в ДТП, и начинают вести взаимоотношения уже со страховыми организациями, делая на этом бизнес. Естественно, такое поведение надо пресечь. Я бы, например, предложил третью сторону во взаимоотношениях потерпевшего в ДТП и страховой компании вообще убрать. Водитель, попавший в ДТП, имеет право на страховые выплаты. Естественно, он должен получать эти выплаты напрямую, не вовлекая в этот процесс автоюристов».
Зампред Банка России Филипп Габуния подчеркнул, что в рамках обсуждаемых изменений, необходимо обеспечить равный уровень гарантий для всех участников страхового процесса.
«Если страховая компания обязана организовать ремонт по ОСАГО в условиях нынешних реалий, значит, СТО должны быть обязаны не отказывать страховщику, как это часто бывает, а добросовестно проводить ремонт», – сообщил Габуния.
В Минфине также поддержали предложение страхового сообщества. С таким заявлением выступил замминистра финансов РФ Иван Чебесков, при этом отметив, что процедура получения выплат для ремонта по ОСАГО должна быть прозрачной и удобной для автовладельцев.
Руководитель рабочей группы Народного фронта «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов внес ясность относительно финансовой стороны законопроекта:
«У нас огромное количество ситуаций, когда аварийные комиссары заключали договор цессии за 15-20 тысяч, то есть просто какие-то копейки, а потом накручивали до 60-80 тысяч в суде со страховщиком. Понятное дело, что вся эта сумма пойдёт в карман автоюристам. На текущий момент чистая прибыль с одного выкупленного дела составляет около 200 тысяч рублей. Кто за это платит? Мы с вами. Это, конечно, несправедливо, и с этой практикой надо заканчивать. В случае прекращения массовых судебных исков сэкономленных денег хватит на то, чтобы автовладельцы получили полную компенсацию без учёта стоимости износа».
Он добавил, что не видит никакого повода критиковать законопроект и считает, что поправки абсолютно выгодны не только для самих автовладельцев, но и для страховых компаний.
В РСА предлагаемые изменения назвали важными, учитывающими в первую очередь интересы потребителей услуги ОСАГО и позволяющими повысить потребительскую ценность ОСАГО, а также найти баланс во взаимодействии страховщика и пострадавшего.