• 3 декабря, 2025

Прогресс неизбежен. Эксперт о необходимости реформы натурального возмещения в ОСАГО

Руководитель рабочей группы Народного фронта «Защита прав автомобилистов» Пётр Шкуматов о том, почему реформу натурального возмещения в ОСАГО нужно провести в наступающем 2026 году:

«Как говорил известный физик-теоретик Андрей Сахаров, прогресс неизбежен, его прекращение означало бы гибель цивилизации. Сегодня реформа натурального возмещения в ОСАГО, пожалуй, один из наиболее актуальных вопросов, который необходимо довести до логического завершения в обозримом будущем. Прогресс в этом вопросе пойдёт на пользу как автовладельцам, так и страховщикам.

На текущий момент доля восстановительного ремонта составляет 5% — это крайне мало.

Но многие автомобили физически невозможно отремонтировать в рамках стандартов, прописанных в законе об ОСАГО. Уложиться в 30 дней просто нереально, и в итоге на восстановительный ремонт отправляют преимущественно машины, для которых запчасти есть в наличии, – в основном отечественные. Сроки поставок оригинальных запчастей могут достигать 150 дней, поэтому владельцы остальных пострадавших в ДТП автомобилей чаще получают выплату деньгами и уже сами решают вопрос ремонта.

При этом спрос на восстановительный ремонт в рамках натурального возмещения очень высокий. Люди хотят без лишних усилий восстановить свои автомобили после ДТП — это естественно. В результате ситуация, когда обеспечить ремонт в рамках нынешних требований закона сегодня крайне сложно, а порой и вовсе невозможно, закономерно приводит к росту числа судебных споров. Автовладелец требует ремонта, страховщик выполнить его не может, и дело уходит в суд.

В результате автомобилисты отсуживают крупные суммы — порой свыше 400 тысяч рублей, хотя были случаи, когда выплата автовладельцу по решению суда равнялась 2–3 млн. Судебные расходы, которые ложатся на страховщиков, пусть напрямую не связаны с выплатой ущерба, но затем включаются в тариф ОСАГО и в итоге подталкивают стоимость полиса вверх. Сегодня для автовладельцев эта тенденция незаметна. Пока в сегменте лишь нарастает дисбаланс между падением премий и ростом выплат. Так, средняя выплата по годовым ОСАГО с января по октябрь 2025 года составила 115 803 рубля, что на 16% больше показателя за аналогичный период прошлого года. Напротив, средняя премия по годовым ОСАГО за десять месяцев 2025 года составила 7 275 рублей, что на 4,9% ниже прошлогоднего показателя.

Но возможности сегмента по сдерживанию средней премии не бесконечны.

Поэтому сегодня реформа восстановительного ремонта просто жизненно необходима в ОСАГО. Если автовладельцу предоставят право провести ремонт самостоятельно на той СТОА, которая удобна ему, получить от страховой компании доплату, которая будет состоять в компенсации износа, подлежащего возмещению при натуральной форме и при этом автовладелец сам сможет определять, какие запчасти использовать — восстановленные, б/у, новые или оригинальные, — ремонт действительно займёт значительно большую долю в урегулировании.

Я предполагаю, что в этом случае доля натурального возмещения может вырасти до 50% всех возмещений. Просто для информации: в России достаточно старый автопарк – средний возраст машин более 17 лет, а значит, их владельцы, выбирая возмещение ущерба в денежной форме, получают выплаты с учётом максимального износа – целых 50%. Так, водителю, получившему выплату и ремонтирующему авто самостоятельно, не хватает денег восстановить машину из-за учёта износа, а не потому, что плохой страховщик мало заплатил.

Подведем итоги

Что нужно сделать для улучшения ситуации в сегменте обязательного автострахования? Провести реформу действующего алгоритма ремонта, закреплённого в законе об ОСАГО, и перевести систему на модель самостоятельного ремонта. В этом случае доля натурального возмещения, по моим оценкам, может вырасти до 40–50% — то есть увеличиться в десять раз по сравнению с нынешними 5%».

Похожие статьи

РСА определил регионы с самой высокой долей риска высокоубыточных договоров ОСАГО

РСА определил регионы с самой высокой долей риска высокоубыточных…

Первое место по показателю доли договоров ОСАГО, переданных в перестраховочный пул за период с 1 октября 2024 года по 30 сентября…
Число водителей, имеющих максимальную скидку за безаварийную езду по ОСАГО, выросло

Число водителей, имеющих максимальную скидку за безаварийную езду по…

По данным Российского Союза Автостраховщиков (РСА), наибольшая доля автовладельцев, имеющих максимальную скидку за безаварийную езду по ОСАГО за смещенный календарный год…

Автомобили Центра медицины катастроф Республики Коми под защитой «АльфаСтрахование»

«АльфаСтрахование» застраховала по ОСАГО 102 транспортных средства — легковые и грузовые автомобили Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Территориальный центр медицины катастроф».