- 28 мая, 2020
- 162
Обучение страховых агентов
Как правило, это годичные курсы в образовательных учреждениях.
Но российская практика показывает чудеса развития нигилизма (от лат. nihil –ничто – философия, связанная с установкой на отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры), как в образовании, так и в праве.
Например, Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает требования: к системе образования (гл. 2); к лицам, осуществляющим образовательную деятельность (гл. 3); к педагогическим, руководящим и иным работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность (гл. 5). Но оказывается, что в Российской Федерации есть группа организаций, которая считает, что образованием и тренировками (тренингами) можно заниматься без лицензии – у организации и без соответствующей квалификации у специалистов (педагог или психолог). Хотя в школах служебного собаководства собачий тренер обязан иметь квалификацию «Собачий психолог», с подтверждающим сертификатом. Получается, что человек хуже собаки.
Например, тренировка/тренинг (англ. training от train «обучать, воспитывать» – метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков, а также социальных установок) – это форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении. А также может рассматриваться с точки зрения разных моделей подготовки:
– форма дрессировки, при которой формируются нужная схема поведения, которая действует как представление или как понятие, в режиме одновременности восприятия и мышления, где выявляются закономерности, как они существуют в природе и в обществе, при положительном мотивировании, а при отрицательном стимулировании «стираются» нежелательные;
– форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков;
– метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.
В нашем варианте тренировка навыков и умений или практические упражнения для развития навыков, что подразумевает работу квалифицированного психолога.
В Италии преподавать могут только квалифицированные преподаватели, прошедшие специализированные курсы для педагогического состава (срок обучения 1 год), что закреплено в Болонском процессе. В Болонском процессе присутствуют два основных направления образования: базовое и прикладное. Базовое (теорико-профессиональное) – делится на программы: бакалавриат, магистратура и докториат, а прикладное (практико-профессиональное) – это образование по специальности или навыкам к практическому применению (специализированные школы или высшие школы экономики) или программы ускоренного обучения (США, Европа, Юго-Восточная Азия).
В России есть уникальные Школы страховых агентов страховых компаний (на сайтах страховых компаний данных по образовательным лицензиям и квалификации обучающих специалистов нет), которые не лицензируются и оказываются услуги по обучению неквалифицированными специалистами.
В чем секрет данного волшебства?
Секрет прост – желание минимизировать расходы и получить максимально прибыль, и одновременно полное отсутствия контроля со стороны надзорных органов.
Система образования в России предусматривает профессиональное образование, которое происходит на базе федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), для страховой отрасли есть код специальности 38.02.02 «Страховое дело (по отраслям)», Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. N 833, среднего профессионального образования, для специалистов среднего звена. В этой программе предусматривается и подготовка страховых агентов, по крайней мере, так позиционируют некоторые учебные заведения. Но согласно российскому законодательству, федеральные образовательные стандарты должны базироваться на профессиональных стандартах, а, например, Профессиональный стандарт «Специалист по страхованию» (для сотрудников страховых компаний) утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23 марта 2015года № 186н, что уже создает коллизию. А согласно требованиям по образовательным программам Федерального Государственного Образовательного Стандарта 3+ и выше, должны создаваться совместно с профессиональными объединениями и работодателями. Международная практика дает предпочтение созданию обучения профессиональным объединениям, так как они являются тем органом, который аккумулирует знания, компетенции и опыт по отраслевому и профессиональному направлению деятельности.
Для Национального Союза Страховых Агентов важна профессиональная подготовка страховых агентов, так как для потребителя страховых услуг страховой агент символизирует лицо страхового рынка, а его квалификация может повлиять на отношение к страхованию со стороны страхователя.
В Квалификационном справочнике Минтруда «Агент страховой» обязан иметь среднее профессиональное образование, но в практике многие страховые компании пытаются привлечь к сотрудничеству в качестве страховых агентов лиц с высшим образованием. По проекту Профессионального стандарта НССА «Страховой агент» минимальное требование по образованию – среднее специальное образование, а максимальное – программа высшего образования «Магистр», для управления страховым агентом – юридическое лицо.
Страховые компании, заинтересованные работать с агентами, создают Школы страховых агентов для их привлечения, так как новички-агенты привязываются к первой страховой компании, как «первой любви», глубоко и надолго.
Школы страховых агентов, как правило, это учебные центры при страховых компаниях или страховых агентств (агент – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), иногда как подразделение корпоративного университета.
Корпоративный университет – это система внутрифирменного развития и подготовки персонала, которая всегда связана со стратегиями развития компании, имеет системность подхода к процессу обучения, и ведется «в стенах» самой организации и, в основном, ее собственными силами. Легитимность такого образования сомнительна, только если он не создан в виде некоммерческой организации в сфере образования и не получили лицензию по обучению, как сделал, например, Сбербанк – Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Корпоративный университет Сбербанка» (лицензия на осуществление образовательной деятельности № 034970 от 02.04.2014, выдана Департаментом образования г. Москвы).
Сайты корпоративных университетов и школ не отвечают требования образовательных учреждений и не содержат обязательной информации.
Учебные центры страховых компаний, как правило, не лицензируются, а созданы, как структурные подразделения по работе с персоналом, которые занимаются наставничеством.
Институт наставничества хорошо был развит в СССР, и только сейчас на него опять обратили внимание и стали применять в практику, хотя в страховании данный опыт почему-то применяется в усеченном варианте.
Например, опыт Японии по наставничеству имеет большой интерес, так как период адаптация происходит поэтапно и с максимальной пользой для компании.
В практике работы таких центров преподают не всегда профильные специалисты, и они не могут дать профессионального образования уровня среднего специального или высшего образования, как требуется по уровню квалификации специалиста. Поэтому эти центры надо больше использовать ни как обучающие, а как адаптационные и наставнические. И программы не обучения, а программы наставничества и адаптации.
Хотя на сайтах страховых компаний мы часто наблюдаем: Школа РЕСО, Школа РГС, Школа ВСК, Школа Ингосстраха и так далее.
Но по сути это центры по работе с персоналом, ибо при детально разборе информации на сайте или просмотра рекламного ролика страховой компании по подбору персонала, наблюдаем вместо приглашения к сотрудничеству партнеров-агентов, приглашение на работу совместителей (внештатных сотрудников имеют только правоохранительные службы), хотя говорят об агентах.
Причина такого поведения в том, что в СССР было положение о нештатных сотрудниках, в котором говорилось о страховых агентах, но в начале этого года данный документ аннулирован Правительством Российской Федерации и теперь агент-физическое лицо является незаконным предпринимателем (ст.14.1 КоАП РФ), а страховые компании грубо нарушают трудовое законодательство. При детальном изучении Трудового Кодекса Российской Федерации понятие нештатного или внештатного сотрудника нет, а есть только совместитель. Соответственно на лицо недостоверная информация, что является нарушением законодательства и карается законом (ст.19.7 КоАП РФ).
Итак, что предлагают школы страховых агентов страховых компаний по бесплатному обучению (базовый курс обучения страховых агентов (для новичков)):
– страхование имущества и добровольные виды страхования;
– страховая терминология;
– знакомство с историей страховой компании;
– тренинг по технике продаж;
– методический материал для применения в повседневной работе и для самостоятельного изучения.
Срок обучения колеблется от двух дней до двух недель.
Позиционирование страхового агента страховыми компаниями происходит по-разному, кто-то считает, что страховой агент – профессия сотрудника на «удаленке» или совместителя, а кто-то, что это профессия, которая кормит в кризис. Например, РГС считает, что основная обязанность страхового агента – это консультирование клиента по страховым продуктам.
Но все это продукты некомпетентности специалистов страховых компаний по работе с персоналом, так как учебные центры по обучению нацелены на развитие сотрудников страховых компаний, а не на агентов.
По аннотациям учебных программ можно определить направленность работы страховых компаний, например:
– Обучение продажам страховых и нестраховых продуктов, реализуемых в сети и навыкам качественного обслуживания клиентов страховой компании.
– Обучение управленческим навыкам и корпоративным продажам управляющих агентских групп и других сотрудников страховых компаний.
– Обучение партнерского канала сотрудников страховой компании и сотрудников компаний-партнеров по знаниям страховых услуг, навыкам продаж и качеству обслуживания клиентов.
Например, когда звучит фраза: «Процесс обучения построен на передовых технологиях подготовки: отработка кейсов, бизнес тренинги, ролевые игры, дистанционное обучение», то можно с уверенностью сказать, что там нет образования, тем более, когда речь идет о «квалифицированных бизнес-тренеров».
Страховые компании для привлечения страховых агентов используют такие аргументы, которые иногда противоречат законодательству и практике:
– работа – это профессия сотрудника страховой компании, а не личное дело;
– управляющий (менеджер) агентской группы – наставник;
– высокий стабильный доход;
– стипендия, как зарплата при испытательном сроке;
– трудовая книжка;
– социальный пакет;
– условия работы;
– карьерный рост;
– управляющий агентской группы – бывший агент;
– дополнительный доход;
– исключает риски;
– бесплатное обучение;
– удаленная работа со свободным графиком;
– привязка к территориальным офисам;
– ведение бухгалтерии для индивидуальных предпринимателей;
– оформление полисов специалистами страховых компаний.
Школы страховых агентов сомнительные учебные центры, и поэтому назрело создание профессионального обучения страховых агентов силами профессиональных учебных заведений и профессиональных объединений, как показывает международный опыт, но Россия чудная страна, и имеет свой вид, в том числе на обучение страховых агентов. Например, необоснованная выдача сертификата школами страховых агентов страховых компаний, которая несет административную ответственность, а злостное нарушение карается Уголовным Кодексом РФ, а квалификация специалистов должна проходить через систему независимой оценки квалификации и специальной подготовкой по педагогике или по психологии с обязательной аттестацией или сертификацией.
Но в процесс обучения страховых агентов вовлечены и независимые учебные организации и центры.
На портале Учеба.ру описывают страхового агента, как управляющего по продажам с окладом или совместителя, но обучение рекомендуют пройти в колледже или на специальных курсах, так как бесплатные курсы и тренинги страховых компаний знакомят новичков технике звонков и продаж, учат вести учётно-отчётную документацию, разъясняют правила и условия разных видов страхования, как сотрудников страховых компаний, хотя сами учебные заведения делают грубейшую ошибку, как и сайты по услугам образования, что страховой агент может состоять в штате страховой компании или оставаться внештатным сотрудником.
При анализе предложений учебных учреждений по обучению страховых агентов выясняется, что подготовка специалистов ведется по программе «Страховое дело (по отраслям)». Срок обучения от 22 до 46 месяцев. Но это тоже не является подготовкой страховых агентов, а только обучение страховых клерков для страховых компаний, по программам, которые не формировали страховщики.
Некоторые учебные заведения предлагают курсы страховых агентов с выдачей диплома. Например, Учебный центр «Престиж» https://prestige-kurs.ru/kursy-strakhovykh-agentov. Предлагает пройти обучение на курсах страховых агентов, по их утверждению, страховой агент занимается оформлением страховых полисов и договоров страхования. Но в перечислении обязанностей страхового агента мы видим:
– поиск клиентов с формированием базы;
– заключение договоров;
– оценка ущерба;
– учет и сохранность документов;
– реклама услуг.
В учебном плане ссылка на документы утратившие силу, но сам план уникален.
Тема 1 «Основные понятия и термины в страховании», но в перечне поднимаемых тем мы наблюдаем: установление страховой суммы по договорам; оценка ущерба; оформление акта; проведение экспертизы; урегулирование убытков; срок выплаты, то есть то, что должно иди в разделе урегулирование убытков или агент по убыткам.
Тема 2 «Законодательство Российской Федерации о страховании» – страховое право и нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере страхования, в том числе отраслевые и ведомственные.
Тема 3 «Деятельность страховой организации на страховом рынке», и начинается с сострахования и страховых пулов, перестрахования, то возникает много вопросов, особенно, когда субъекты страхового рынка: страховые посредники (агенты, брокеры), сюрвейеры, аджастеры, аварийные комиссары.
Дальше анализировать учебный план учебного центра «Престиж» не стоит, а продолжительность этих курсов 30 академических часов, и Вы точно не получите среднее профессиональное, а тем более высшего профессионального образования.
Рекомендации учебных заведений и центров всегда сводятся, таким утверждениям, что обучение страховых агентов должно включать:
1) профессиональное образование (страховое дело, основы финансов и экономики, основы актуарных расчетов, страховое законодательство);
2) психологический тренинг поиска и общения с клиентами;
3) технологию продаж и послепродажного обслуживания.
И это тоже лишний раз характеризует о некачественном образовании, и поэтому Национальный Союз Страховых Агентов предлагает профессиональное обучение страховых агентов проводить через профессиональные учебные заведения, идеальный вариант – создание Высшей Школы Страхования или специализированную школу страховых агентов (процесс формирования запущен). В данной школе процесс обучения построить модульно по уровню развития агента и его направленности. Обучение должно проходить от азов страхования, философии страхования, законодательства, организации страхования и практического применения к своему делу, то есть всё то, что может подпадать под юридическими и иными действия. Но главное к формированию и к процессу обучения необходимо привлекать профессиональные объединения страховых агентов.