• 26 июля, 2016

Как использовать риск-инжиниринг в страховании

Вопреки расхожему мнению, рискну предположить, что современный страховщик  – это не только финансовая организация, но ещё и нечто среднее между научно-исследовательским институтом и центром обработки данных.  По крайней мере, так должно быть в идеале. Во всяком случае, крупные международные страховые организации не скрывают, что интересуются достижениями современной науки и активно используют их в повседневной работе. Самое серьёзное внимание у них уделяется исследованиям в области изменений климата, гидрографии и сейсмологии, расчётам вероятности и частотности страховых событий, связанных с природными катаклизмами в разных регионах планеты, а также с человеческой деятельностью. Конечно, не всегда научные исследования проводятся в стенах страховой компании, многие выносятся на «аутсорсинг», но это только повышает их качество. 

В серьёзной страховой компании решение о принятии либо непринятии имущественного риска на страхование осуществляется после анализа специалистами всей информации об объекте. В ряде случаев для этого привлекаются риск-инженеры компании – это работники с высшим техническим образованием и большим опытом работы на инженерных должностях в какой-либо отрасли промышленности либо в МЧС РФ; они проходят сложную систему обучения в Европе, а также квалификационного отбора и экзаменов.

Самая первая задача, которая решается специалистами, — это в каком формате должны быть предоставлены клиентом данные для анализа риска. Для решения данного вопроса   разрабатывается специальная матрица (см. рис. 1).

Необходимо вкратце пояснить, что означает HG 1 – HG 5. HG – это сокращение от английского Hazard Grade, что можно условно перевести как «степень опасности». К примеру, офисные центры, выполненные из негорючих материалов, относятся к минимальной степени HG 1. Это объекты с очень низкой вероятностью тотального страхового убытка. HG 2 – это объекты с невысокой пожарной нагрузкой, например, предприятия по производству алкоголя или магазины с незначительными складскими площадями. HG 3 – это объекты с пожарной нагрузкой от средней до высокой, например, оптовые склады или мастерские по обработке пластика и других горючих материалов. HG 4 – это уже высокорисковые объекты с точки зрения пожарной безопасности, например, объекты пищевой, химической, деревообрабатывающей промышленности. HG 5 – это объекты со сверхвысоким риском для страховщика, например, объекты нефтехимии или целлюлозно-бумажной промышленности.

В простейших случаях, когда и степень опасности, и стоимость объекта невелики,  информация может быть представлена в формате COPE, что означает «construction, occupancy, protection and exposure» (конструктивные элементы объекта, характер его эксплуатации, элементы защиты и подверженность данного объекта убыткам). Это самый минимальный формат, для него достаточно заполнение клиентом стандартной анкеты или заявления на страхование.

По мере возрастания степени опасности и/или стоимости объекта формат COPE становится недостаточен для принятия решения, и информация должна быть структурирована уже иначе — в так называемый Risk Description (Описание Риска).  Это уже более развёрнутый вариант анкеты, который содержит ряд вопросов, отсутствующих в стандартном коротком заявлении на страхование. Например, страхователь должен подробно описать, как осуществляется отопление  в здании, есть ли котельная, находится ли эта котельная в отдельно стоящем или в пристроенном помещении, есть ли противопожарный отсек в пристроенном помещении, какова огнестойкость стен в котельной, сколько котлов, как осуществляется охлаждение, имеются ли датчики на CH4 и CO и т.д. Анализ документа под названием Risk Description подразумевает дистанционный анализ, т.е. обработку данных специалистами в офисе, без выезда на объект.

И, наконец, третий вариант применяется тогда, когда степень опасности  и/или стоимость объекта велики – это визит на объект риск-инженера (или риск-инженеров, если это большой промышленный комплекс). Визит на  объект – это настоящее испытание для страхователя, потому что риск-инженеры страховщика отвлекают от работы сотрудников страхователя, отвечающих за эксплуатацию и за противопожарную безопасность, иногда на много часов кряду, задают им каверзные вопросы, неверные ответы на которые могут вылиться в лишние сотни тысяч рублей страховой премии. И, конечно, велика вероятность, что неправильные ответы вообще лишат страхователя права быть застрахованным в страховой компании.  Автору неоднократно приходилось быть свидетелем таких неудобных вопросов риск-инженеров и неправильных ответов клиентов во время осмотров. Так, например, при осмотре одной очень крупной московской гостиницы, расположенной непосредственно около станции метро ВДНХ, риск-инженер задал вопрос, почему утеплитель на верхних этажах здания почти полностью отсутствует, и предположил, что очевидно, из-за сильных порывов ветра. На это главный инженер гостиницы заявил риск-инженеру буквально следующее: «Да пусть вся эта гостиница сгорит синим пламенем, и поскорее». Как позже выяснилось, он был недоволен оплатой труда своим работодателем и на этом основании довольно формально относился к своим обязанностям. Конечно, посмеявшись над таким курьёзным ответом клиента, риск-инженер поставил объекту самую низкую оценку, какую только позволяла шкала. В результате гостиница не была принята на страхование.

Во многих случаях оценку риск-инженера на складах портили «пустяки» вроде захламлённости территории возле склада пустыми паллетами, отсутствие взрывозащищённых штепсельных розеток, отсутствие плафонов на лампах, отсутствие специального отсека для зарядки аккумуляторов складских погрузчиков. С точки зрения риск-инженеров, пустые паллеты могут возгореться при высокой температуре воздуха, обычные штепсельные розетки могут стать причиной взрыва в сильнозапылённом помещении, лампы без плафона тоже могут стать причиной пожара, а аккумуляторы выделяют водород в процессе зарядки и должны быть изолированы от товаров, поскольку могут вызвать взрыв. Но больше всего проблем вызывал утеплитель пенополиуретан. По мнению риск-инженеров страховой компании, этот горючий утеплитель стал причиной нескольких крупных пожаров (речь идёт о коротком замыкании электропроводки, пропущенной через утеплитель), и сам факт присутствия пенополиуретана на объекте служит основанием для отказа от его страхования. Поскольку не всегда собственник объекта владеет информацией о том, из каких материалов выполнен утеплитель, и не всегда имеет сертификат пожарной безопасности на него, проводится эксперимент на месте: риск-инженер руками вытаскивает клок утеплителя, подносит к нему пламя из зажигалки и следит за тем, что происходит. Если пламя только опалило утеплитель, но не подожгло, то подозрения снимаются. Если утеплитель сгорает, то это вероятнее всего это пенополиуретан, и тогда такой объект для страхового портфеля не подходит.

Также большое внимание риск-инженеры уделяют спринклерным системам, особенно на складах. С точки зрения риск-инженеров, на высокостеллажных складах система с верхним потолочным расположением спринклерных оросителей неэффективна, и требуются промежуточные ряды спринклеров во внутристеллажном пространстве. Если последние отсутствуют, то риск-инженеры практически не принимают во внимание факт наличия спринклерной системы, даже если она нормально функционирует и регулярно проверяется эксплуатирующей организацией. Считается, что вода из потолочных оросителей не достигает огня между стеллажами.

Оценка риск-инженера может выражаться в следующем виде: Excellent («Отлично»), Good («Хорошо»), Fair («Удовлетворительно»), Poor («Неудовлетворительно»). Самая распространённая оценка риск-инженера – это Fair («Удовлетворительно»), и она влечёт за собой во многих случаях запрет на принятие риска на страхование. Если риск-инженер  поставил объекту плохую оценку, то проигнорировать его мнение не может никто, даже сам генеральный директор. Служба риск-инженеров  структурно независима от всех остальных подразделений и поэтому как-то повлиять изнутри на оценку риск-инженера по тому или иному объекту практически невозможно.
Так вкратце выглядит работа риск-инженеров в международных страховых компаниях.

В силу текучести кадров на российском страховом рынке, а также тесного общения между собой профессиональных страховщиков, такие «лучшие практики» становятся достоянием гласности, и каждая российская страховая компания теоретически может их у себя внедрить, если не полностью, то частично. Именно благодаря этому появились риск-инженеры в штате некоторых крупных российских страховщиков.  Правда, их пока ещё мало, и они имеют право лишь консультативного голоса, то есть их мнение о рискозащищённости объекта может быть проигнорировано.

К сожалению, в большинстве российских страховых компаний о риск-инжиниринге пока даже не слышали. Каких либо собственных серьёзных методических разработок по поводу пожарной безопасности и тем более по поводу природных катаклизмов у российских страховщиков нет, достижениями и разработками научных институтов они ни в малейшей степени не интересуются.

К чему это приводит? Следствием отсутствия риск-инжиниринга и вообще серьёзной оценки рисков при андеррайтинге является неизбежная ориентация страховщика на требования клиента. Андеррайтеру попросту нечего противопоставить требованиям страхователя. Роль андеррайтера обычно сводится к формальному контролю за соблюдением формы договора и недопущению пролонгации убыточных договоров. Портфели российских страховщиков наполнены зачастую не теми рисками, которые хотели бы видеть в них андеррайтеры, а теми, которые навязаны страховщику клиентами. В результате убыточность таких портфелей имеет большую волатильность и крайне слабо управляется, хотя показатели целевой убыточности по видам страхования формально имеются практически у всех страховщиков. Любой резкий скачок убыточности вызывает панику у андеррайтеров и кадровые перемены в руководящем составе. Собственники компании очень чувствительны к скачкам убыточности и после таких скачков иногда выражают желание оставить страховой бизнес как таковой или, по крайней мере, поскорее продать страховую компанию, которая не оправдала их надежд.

Между тем многие собственники, менеджеры и андеррайтеры страховых компаний даже не задумываются над тем, что убыточность портфелей можно эффективно контролировать, если всерьёз заняться анализом рисков, принимаемых на страхование. В том числе с помощью риск-инжиниринга. 
 

Автор: Денис Сухоруков

 

Похожие статьи

Ключ к эффективности

Ключ к эффективности

Страхование занимает особое место в наборе инструментов для управления рисками, связанными с применением ИИ. По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета…
НСИС наращивает компетенции

НСИС наращивает компетенции

Бесперебойная работа АИС страхования будет способствовать удовлетворенности рынка системой, надеется генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин. По…
Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Цифровая трансформация перекраивает страховую отрасль, выводя ее за рамки простой компенсации убытков. На наших глазах происходит фундаментальная переоценка страхового продукта: он…