• 27 марта, 2023
  • 110

Ремень бесполезен, про ОСАГО не слышал! Рассказываем, как изменились водители с начала 2000-х

ОСАГО: общественная экспертиза

Информационный проект

Ремень бесполезен, про ОСАГО не слышал! Рассказываем, как изменились водители с начала 2000-х

В 2023 году опасное и рискованное вождение на российских дорогах считается глупостью, непозволительной роскошью и открыто порицается другими участниками дорожного движения. Большинство автовладельцев понимает, что машина — это транспортное средство, являющееся источником повышенной опасности. К сожалению, так было далеко не всегда – старшее поколение автолюбителей помнит, каково было на дорогах в далекие 90-е и 2000-е. На конкретных примерах рассмотрим, чем отличаются современный водитель и его коллега 20–30-летней давности.

В СССР автомобили не были массовым явлением, и массовая автомобилизация отечественных дорог началась в 90-х – именно тогда большинство граждан впервые сели за руль. Как следствие у многих отсутствовала культура вождения, а своих железных коней, особенно заморского производства, они считали чем-то вроде статусных игрушек. Такие водители игнорировали правила безопасности и забывали, что риск – благородное дело, но точно не на дороге. Генеральный директор экспертного центра «Движение без опасности» Вадим Мельников уверен, что привычка самим использовать ремень безопасности по назначению и понимание, зачем необходимо пристегиваться пассажирам, – одно из ключевых отличий современного водителя, хорошо знакомого со статистикой.

«Если на высокой скорости в случае ДТП непристегнутому водителю гарантирован перелом ребер и удар головой о руль, то удар пассажира чаще всего приходится о приборную панель. Пассажиры на задних сиденьях получают травмы при ударах о передние сиденья, что ещё больше увеличивает на них нагрузку и риски гибели людей, сидящих на передних сиденьях. Нередки случаи, когда непристегнутые пассажиры или водители выпадают из автомобиля во время ДТП через лобовое стекло. По статистике 89% водителей пристегиваются ремнями безопасности во время поездок, а также 85% пассажиров на переднем сиденье и 22% на задних. Такое соотношение сохраняется и во время происшествий. По данным Госавтоинспекции, около 80% водителей были пристегнуты на момент ДТП. Использование ремней безопасности снижает риск гибели людей на передних сиденьях в два раза», – напомнил Вадим Мельников.

Когда в конце 90-х – начале 2000-х мобильные телефоны стали частью повседневности большинства россиян, многие автолюбители не считали нужным их отложить даже в дороге.

Напротив, писать sms или разговаривать по телефону за рулем считалось модным и признаком водительского мастерства. Сегодня подобное поведение осуждается –  многолетняя статистика расставила все точки над «i». Отвлекаясь на мобильный, автолюбитель в целых 4 раза увеличивает риск попасть в аварию. Невозможно внимательно следить за дорогой и четко соблюдать ПДД, когда внимание рассеяно телефонным разговором или перепиской. Любой современный водитель знает: если хочется уделить внимание собеседнику или погуглить нужную информацию – сначала нужно припарковаться в разрешенном месте.

ОСАГО пришло в Россию почти 20 лет назад – 1 июля 2003 года отечественные водители впервые столкнулись с необходимостью обязательного страхования своей автогражданской ответственности. С тех пор система претерпела множество изменений, включая масштабную индивидуализацию тарифов в 2020 году. Сегодня цена полиса для каждого автовладельца зависит от его возраста, опыта и аварийности, от характеристик его транспортного средства. Большинство водителей понимают важность страховки. Если у виновника ДТП окажется недействительный полис ОСАГО, автомобилистам придется как в 90-е решать проблему на месте «у капота», или пострадавший будет взыскивать ущерб с виновника в судебном порядке.

«Во-первых, за многие годы автовладельцы оценили удобство системы ОСАГО – приобретение полиса защищает обе стороны в случае ДТП. Виновник и пострадавший привыкли, что для разрешения аварийных ситуаций у них есть арбитр – страховая компания, которая возместит нанесенный ущерб в достаточном объеме, – отметил Пётр Шкуматов, руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов». – Во-вторых, после индивидуализации тарифов «автогражданка» стала гораздо более честной: страховые компании предлагают каждому автовладельцу индивидуальный тариф в пределах тарифного коридора. Низкоаварийные водители больше не спонсируют высокоаварийных соседей по дороге – теперь стоимость полиса напрямую зависит от поведения за рулем. Вишенка на торте – скидка за безаварийное вождение по коэффициенту «бонус-малус», которую только в 2022 году получили 92,5% купивших ОСАГО автовладельцев. Поверьте, в 90-х водители о таких условиях даже и не мечтали».

С 11 января 2023 года в России начали выписывать штрафы за выброс мусора из автомобиля в неположенном месте – большинство (80%) граждан поддержали нововведение. В 90-х водители не стеснялись выбросить кулек с мусором прямо из окна движущегося автомобиля на проезжую часть – их пластиковые пакеты разлагались последние 20 лет, а вот пластиковые бутылки будут аукаться ещё нашим правнукам, они разлагаются куда медленнее – 450 лет.

Последнее по счету, но не по значимости: у современных водителей значительно выше культура перевозки детей. Сегодня транспортировка в автомобиле пассажиров до 12 лет разрешается лишь в автолюльке или специальном кресле в зависимости от возраста. Вследствие резкого торможения или ДТП у детей риски травматизации и гибели выше, чем у взрослых людей. Использование специальных кресел снижает их на 80% и 52% у пассажиров младше 4 лет и 9 лет, соответственно.

Времена меняются, меняются и общепринятые нормы, правила. Неизменным остаётся одно: в любой ситуации надо оставаться, прежде всего, человеком, уважать других участников дорожного движения и закон.

Похожие статьи

До 17 лет тюрьмы – автоподставщики и страховые мошенники…

За последний год в СМИ всё чаще можно видеть новости о судах над автоподставщиками и мошенниками, инсценирующими ДТП ради страховых выплат.

Эльвира Набиуллина: в прошлом году по самой массовой категории…

Об этом глава Банка России сообщила на пленарном заседании Государственной Думы, посвященном рассмотрению Годового отчета Банка России за 2023 год.
Доля незастрахованных по ОСАГО водителей в целом по РФ в 2023 году снизилась, однако в ряде регионов ситуация катастрофическая

Доля незастрахованных по ОСАГО водителей в целом по РФ…

По экспертной оценке по данным Российского союза автостраховщиков (РСА), доля незастрахованных по ОСАГО автовладельцев в целом по РФ по итогам 2023…