• 14 марта, 2024
  • 48

Сбер, Минэкономразвития и ФОМ: малый бизнес положительно оценивает своё финансовое положение и позитивно смотрит в будущее

Малые предприниматели устойчивы к турбулентности последних лет в экономике, положительно оценивают финансовое положение своего бизнеса и свои перспективы. В то же время бизнес ждёт специальных налоговых режимов и стремится участвовать в государственных заказах и закупках. Об этом говорится в новом исследовании ПРИМ от Сбера и Минэкономразвития по итогам четвёртого квартала 2023 года.

Так, доля предпринимателей, которые оценили своё финансовое положение как хорошее, выросла с 21% (в третьем квартале) до 25%. Ещё 21% респондентов отметили его улучшение. Более чем у половины предпринимателей в прошедшем квартале выручка оставалась стабильной. Наиболее позитивно настроены предприниматели 18–35 лет: об улучшении финансового положения своего бизнеса сообщили 40% опрошенных.

В четвёртом квартале ключевой проблемой предпринимателей оставался рост цен у поставщиков, об этом сказали 70% респондентов. Треть опрошенных сталкивалась с проблемами поставок из-за рубежа, ещё треть — с падением спроса, 34% — с увеличением издержек на сбыт.

Алексей Шашкин, директор дивизиона «Малый и микробизнес» Сбербанка:

«Мы последовательны в своём намерении поддерживать малый бизнес и задействуем для этого все возможные ресурсы. В 2023 году государство и финансовые институты предприняли ряд эффективных мер для сохранения стабильности в сегменте МСП. И мы видим положительные результаты по итогам прошлого года. Выросла доля тех, кто считает своё положение хорошим, более половины оценивают его как стабильное. При этом почти две трети не планируют расширять или сокращать бизнес. Примечательно, что столкновение с трудностями не помешало большинству предпринимателей сохранить оптимистичный настрой и ожидания. За прошедший квартал выросла доля бизнесменов, которые смотрят в будущее с оптимизмом (с 41 до 46%), и значительно снизилась доля ожидающих ухудшения в экономике в ближайшие полгода (с 42 до 36%)».

Привлечение финансирования и прибыль

Предприниматели стали реже брать кредиты на бизнес и чаще вкладывать в дело личные средства. Однако желающих привлечь дополнительное финансирование набралось 34%. Среди других видов поддержки востребована помощь с поиском потенциальных инвесторов. 2% хотели бы получить правовую поддержку, столько же респондентов — помощь в разработке бизнес-плана.

На вопрос о привлечении финансирования бизнеса 34% предпринимателей сообщили, что хотели бы воспользоваться такой возможностью, 65% высказались против, 1% затруднились ответить. Из тех, кто хотел бы воспользоваться инструментами финансирования, в качестве источников привлечения средств упоминали банковские кредиты (52%), государственные и частные гранты (40%), лизинг (24%), инвестиции (20%), инструменты коллективного финансирования (7%), факторинг (3%), займы в микрофинансовых организациях (2%). В основном предприниматели вкладывают прибыль обратно в бизнес (76%) или тратят на личные нужды (60%).

Индивидуальные предприниматели чаще тратят деньги на личные потребности и инвестируют, но не в свой бизнес. Юридические лица предпочитают вкладывать в собственный бизнес. Предприниматели от 18 до 35 лет чаще размещают прибыль во вклад или инвестируют. Причём чем выше годовой оборот, тем чаще инвестируют обратно в бизнес и реже тратят на себя.

Влияние ключевой ставки

Согласно исследованию, свыше половины респондентов не почувствовали роста ключевой ставки, а 42% отметили, что это изменило их бизнес. Среди тех, кто столкнулся с трудностями, 58% говорили об удорожании кредитов, ещё четверть респондентов — о снижении платежеспособного спроса, 21% — о росте закупочных цен, 18% — об инфляции в целом.

Повышение ключевой ставки больше всего отразилось на бизнесменах из крупных городов и тех, у кого годовой оборот превышает 5 млн рублей (55%). Только 10% предпринимателей, на которых отразился рост ключевой ставки, принимают какие-либо меры по этому поводу — от сокращения количества кредитов и оптимизации до увеличения объёмов работ и поиска инвесторов.

Отношение к ID

Исследователи ПРИМ спросили предпринимателей об их отношении к сервисам быстрого входа и регистрации на сайте или в мобильном приложении без пароля — с помощью ID. Об их существовании знают 88% опрошенных. Потенциальный интерес к использованию ID-сервисов есть у 29% предпринимателей. Это те, кто продвигает свой бизнес в интернете через сайт или мобильное приложение. Только 9% уже используют сервисы ID, ещё 7% планируют начать.

Планы и ценности

Около половины опрошенных (49%) строят долгосрочные планы, однако выросла доля тех, кто предпочитает не планировать (30%). Аналогичная тенденция есть и у самозанятых.

Ценностные ориентиры предпринимателей различаются по возрастным группам. Так, предприниматели в возрасте до 35 лет ценят финансовое благополучие, самореализацию и карьеру, в категории 36–45 лет часто говорят о карьере, но реже о здоровье и общении с друзьями. Для предпринимателей от 46 до 55 лет особенно важна семья, а с 56 лет бизнесмены больше ценят то, что не связано с работой, — близких людей и здоровье.

ПРИМ («Предприниматели России: исследовательский мониторинг») — это совместный проект Сбера, фонда «Общественное мнение» и Минэкономразвития. Он создан для изучения мнений граждан, занятых в сегменте малого и микробизнеса. В проекте также изучается предпринимательская атмосфера в обществе в целом — через опросы россиян трудоспособного возраста (от 18 до 64 лет). Опросы предпринимателей проводятся ежеквартально, а населения в целом — один раз в год.

Похожие статьи

Домклик назвал регионы — лидеры по объему выданной ипотеки…

Аналитики Домклик составили рейтинг российских регионов по объему выдачи ипотеки за 2024 год. В исследовании учитывались ипотечные сделки Сбера, проведенные за…

Иностранные туристы могут получить бесплатную карту «Мир» в отеле…

Завести бесплатную моментальную банковскую карту «Мир» сразу же по прибытии в Россию — легко. Такой сервис иностранным гражданам предлагает компания ЮMoney…

Жители Москвы оформили более трех миллионов подписок Сбера

Свыше трех миллионов подписок СберПрайм и СберПрайм+ подключили жители Москвы за четыре года с момента их запуска.